Погода

В Бурятии усилятся морозы

Туризм в Бурятии

Бурятия попала в топ регионов, популярных среди иностранных туристов

Новый год

Сбербанк и «Рамблер» проанализировали, как россияне провели зимние каникулы

Отопительный сезон

Бурятстат сообщает о достаточном запасе топлива

Дежурная часть

В Бурятии ищут пострадавших от финансовой организации

Парламентское обозрение

Внеочередные выборы в Народный Хурал Бурятии могут пройти 13 сентября

Подробности | Главное

Русский драмтеатр Улан-Удэ - центр эпатажа или место силы?

Общество 8 Ноября 2019 г., 17:08

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Улан-Удэ в плане театральной жизни, можно сказать, повезло. На полмиллиона жителей в столице Бурятии пять театров, каждый не похож на другой, каждый со своим позиционированием, аудиторией и атмосферой. Русский драмтеатр им.Н.Бестужева в обществе называют театром-новатором, экспериментатором, эпатирующим и удивляющим публику. Такие эпитеты он приобрел во многом благодаря художественному руководителю Сергею Левицкому, который поставил цель сделать из ГРДТ современный во всех смыслах театр.

-  Современный театр достаточно широкое понятие, – говорит Левицкий. - И чтобы хоть в какой-то мере объяснить этот феномен, потребуется огромное количество времени, поэтому я только тезисно и по верхам могу что-то сейчас изложить. Вообще, любой театр современен по определению, так как происходит здесь и сейчас на наших глазах. Однако принято делить типы театра на современный и традиционный. Различий у них несколько. Если говорить о месте, то традиционный театр – это, конечно, само привычное здание с колоннами, сцена, зрительный зал. Современный же театр не привязан ни к чему, кроме замысла режиссера, спектакль может играться на заводе, в пешеходном переходе, в заброшенном особняке, для него декорациями может стать целый город.

Есть различия в отношении к артистам и к драматургическому материалу. Если в первом – без актеров спектакль невозможен, то второй может работать как с профессиональными артистами, так и случайными людьми или вовсе неодушевленными предметами. В традиционном театре спектакль не может существовать без пьесы, современный же берет в оборот все, что считает нужным. В ход могут идти, как драматургические произведения, так и документальные материалы, письма, интервью, газетные вырезки. И при таком подходе любимое многими слово «классический», которым обычно оперируют зрители – поклонники традиционного типа, – неприменимо по отношению к театру, считает Левицкий.

– У меня очень сложные взаимоотношения с понятием «классическая постановка», - отмечает он. - Если бы было устоявшееся понятие классического театра, то где бы мы ни смотрели «Евгения Онегина» – в Нью-Йорке, Саратове, то везде бы видели одно и то же только с разными артистами. Конфликт восприятия так называемых «неклассических» постановок бывает, если зрители привыкли только к одному типу театра. И когда они видят иной тип театра, соответственно, они не готовы воспринимать это искусство в силу того, что не имеют инструментария и «ключей» к пониманию контекста. А контекст как раз подразумевает умение и владение теми «инструментами», чтобы понимать и коммуницировать с Художником в широком смысле.

При соблюдении формальных позиций, Русский драматический театр Улан-Удэ, вроде как, относится к традиционному: спектакли идут на сцене, зрители сидят в зале, есть здание и есть пьеса. Но вместе с тем, он совершенно иной. Современный театр предполагает честный диалог со зрителем, такой театр далек от всякого рода пропаганды, здесь мир не предстает на сцене в позиции «черное – белое», здесь зрителю предлагается потрудиться самому, ему не навязывается точка зрения художника, отсутствует явный нарратив, нет универсального подхода к коллективной эмоции зрительного зала, напротив, современный театр работает с индивидуальностью.

- Иной и способ существования артистов на сцене, - говорит пресс-секретарь театра Юлия Федосова. - Для традиционного характерна правда переживания, что называется «по Станиславскому», то есть чем точнее актер передает переживания героя, тем больше зритель верит происходящему на сцене. В современном театре чаще всего условный способ существования артиста на сцене, что в Брехтовской системе называется отстранением. Актер больше не изображает на сцене другого человека, перед зрителем предстает индивидуальность – артист, который примеривает на себя тот или иной образ, но отчетливо дает понять, что, в первую очередь, на площадке он сам, и он сам работает с той или иной темой спектакля и ведет диалог со зрителем. Таким образом, он честен перед зрителем. А все потому, что сегодня акцент внимания делается на живого, настоящего человека со своими страстями, страхами, комплексами и прочим. И, когда артист вот так обнажает на сцене свои слабости и сильные стороны, не прикрываясь чужим образом, – это честность и маленький подвиг. Человек хочет видеть на сцене живого человека, а не маску.

Первым таким спектаклем с условным существованием артиста на сцене Русского драмтеатра стала «Фронтовичка». В анонсе так и говорится: «это живая тема, живое исполнение, живая музыка, живые люди... живой театр!». И в такой среде артисты у Левицкого существуют практически в каждом спектакле. Кроме, по словам режиссера, его нового спектакля «Наводнение» на основе рассказа Евгения Замятина, премьера которого пройдет 15 и 16 ноября.

– Здесь психологический способ существования нужен для правдоподобия жизни. Затем, чтобы приблизить зрителей к драме героев, чтобы момент сопереживания был острее и глубже, чтобы судьбы и истории этих людей «врастали» в каждого. Артистов ждет сложная работа над ролями, над погружением в образы – это будет серьезное испытание для всех. И именно поэтому я хочу приблизить актеров и зрителей друг к другу буквально физически, – говорит Сергей Левицкий.

Так, известно, что для спектакля прямо на сцене построят зрительный зал на 200 человек. Так что артисты и зрители будут сосуществовать в одной плоскости.

Но все же у современного театра нет задачи эпатировать, шокировать, удивлять. Провокация – не самоцель, важными становятся именно горизонтальные связи со зрителями, диалог человека с человеком: артиста с режиссером, режиссера с публикой, разговор о важном, о наболевшем, о том, что волнует каждого. Современному театру свойственна мультижанровость, ему тесно в рамках одного определенного жанра. По большому счету чистый жанр умер. Посмотрите, например, на современную оперу. Сегодня там в одном спектакле присутствует оперный вокал, драматическая игра, текст, нелинейность повествования, симультанная музыка, действенная, а не иллюстративная сценография, контемпорари, мультимедия и так далее. Еще одна сторона современного театра – это его перформативность. То есть зритель перестает быть сторонним наблюдателем, не сопереживает кому-то из героев, а сам переживает какой-то чувственный опыт. Часто он вовлечен сам в действие и становится непосредственным участником спектакля.

– Например, в спектакле нашего театра «Преступление и наказание», зритель выступает сразу в нескольких ипостасях: сначала он превращается из простого зрителя в человека, наделенного способностью «перемещаться во времени», человека, несущего в себе эту тайну путешественника, затем он становится подсматривающим и подслушивающим Свидригайловым, после оказывается посетителем трактира и невольным свидетелем откровения Мармеладова, потом присутствует в качестве «реального» соседа по квартире при умирании того же Мармеладова и, в конце концов, традиционным зрителем в зрительном зале. Современный театр расширяет свои собственные рамки и расширяет сознание зрителя, предоставляет ему получить новый чувственный опыт, работает напрямую с ним, не ограждаясь «четвертой стеной», – продолжает режиссер.

За последние несколько лет в театре появились такие проекты, как «Театральный лекторий» – лекции прочитали известные театральные критики Елена Ковальская, Алена Карась, Глеб Ситковский, Марина Шимадина, Павел Руднев, Алексей Кисилев. На особом счету творческая лаборатория для детей и подростков «Территория РОСТа», которая направлена на привлечение молодых зрителей и создание спектаклей для подростковой аудитории, это мостик для между детскими сказками и взрослым репертуаром. Этот проект заменяет отсутствующий в Бурятии ТЮЗ, восполняет нехватку спектаклей, герои которых сами подростки со схожими проблемами, ситуациями, говорящие на одном с ними языке. Все чаще театр Бестужева обращается к современным пьесам – сегодняшний репертуар на треть состоит из пьес, написанных в последние годы: «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой, «Фронтовичка» Анны Батуриной, «Пьяные» Ивана Вырыпаева, «Вдох-выдох» Юлии Тупикиной, «Конец героя» Артема Томилова, «Фото Topless» Натальи Блок и другие.

И даже если это классические тексты, как «Ричард III» Уильяма Шекспира, «Вишневый сад» Антона Чехова, «Преступление и наказание» Федора Достоевского, театр не подстраивает их под запросы публики, не заигрывает с ней тем самым, а ищет в них то, что актуально для сегодняшнего зрителя. Театр, конечно, может и должен быть разным. Но он однозначно должен быть адекватным сегодняшнему дню. Сейчас театр Бестужева – это место, где исследуют театральные границы. Зачастую рискуют, выбирая какие-то не вполне классические формы, пытаются понять современный театральный язык коммуникации со зрителем. Но при этом театр имени Бестужева - это территория без назиданий и поучений, главное здесь - свободный и открытый диалог со зрителем о том, что его по-настоящему волнует. Это место силы, это в нем и привлекает.

Юлия Терлецкая, ИА Восток-Телеинформ

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие подробности

23 Января 2020

«Экологическая катастрофа»: Что в Бурятии собираются делать с «черным» воздухом

«Экологическая катастрофа»: Что в Бурятии собираются делать с «черным» воздухом

22 Января 2020

В Бурятии ушел с поста министр здравоохранения

В Бурятии ушел с поста министр здравоохранения

22 Января 2020

«Настучу по голове»: Алексей Цыденов провел прямой эфир в соцсетях

Глава Бурятии Алексей Цыденов провел прямой эфир на своих страницах в ВКонтакте, Фейсбук и Инстаграм накануне, 21 января. Жители Бурятии активно задавали вопросы и смотрели эфир, оставляли комментарии и вопросы.

20 Января 2020

В Бурятии продолжается расследование ДТП, в котором погибла 17-летняя девочка

В Бурятии продолжается расследование ДТП с участием машины известного политика  

11 Января 2020

В проведении ЧМ по боксу в Улан-Удэ нашли многочисленные финансовые нарушения

В проведении Чемпионата мира по боксу в Улан-Удэ нашли многочисленные нарушения

Лента новостей
29.01.2020

09:17 Общество

В Бурятии с любителя «пьяной» езды судебные приставы взыскали 200 тысяч рублей

09:11 Общество

В Бурятии пьяного водителя лишили прав и отправили в колонию

09:06 Общество

В Бурятии семья смогла через суд получить деньги на квартиру

09:02 Погода

29 января: в Улан-Удэ днем -16, отмечается День мобилизации против угрозы ядерной войны

28.01.2020

17:57 Политика и власть

Глава Бурятии поручил оказать содействие СКР в деле с оборудованием для онкодиспансера

17:16 Общество

В Бурятии изъяли почти тонну наркотиков в 2019 году

17:10 Экономика, бизнес

ВСЖД принимает меры по предупреждению распространения коронавируса

16:59 Погода

В Бурятии усилятся морозы

16:53 Общество

В Бурятии чаще всего в ДТП попадают по субботам

16:26 Общество

В Кремле отметят Сагаалган

16:05 Здравоохранение

В Бурятии завели уголовное дело на УКС по оборудованию для онкоцентра

15:14 Общество

В Улан-Удэ мошенники стали чаще обманывать в соцсетях

15:01 Общество

Бурятская таможня приготовилась к коронавирусу

14:23 Происшествия

В Улан-Удэ серийные домушники обворовали квартиры на миллион рублей

14:18 Происшествия

В Бурятии на дороге спасли мужчину с отказавшими ногами

13:37 Погода

В Бурятии завтра без осадков, днем до 14-19 мороза

13:34 Общество

В Бурятии домашние животные покусали больше людей, чем безнадзорные

12:57 Общество

В Бурятии в среду проверят систему оповещения

12:06 Город

В Улан-Удэ составили 131 протокол за нарушение порядка регистрации домашних собак

12:06 Происшествия

В Бурятии с сентября ищут пропавшего без вести мужчину

11:51 Культура

Театр «Ульгэр» готовит премьеру моноспектакля «Кукушка»

11:14 Происшествия

Житель Бурятии избил подростка, пытаясь похитить деньги и телефон

11:04 Культура

В Улан-Удэ представят ансамбль моринхуристов

10:58 Город

В мэрии Улан-Удэ напомнили правила выгула собак

10:43 Общество

В Бурятии проведут профилактическую беседу на ледовых переправах

10:22 Спорт

На замминистра спорта Бурятии завели административное дело

10:19 Происшествия

Улан-удэнка купила сим-карту с деньгами предыдущей владелицы

10:16 Здравоохранение

В районной больнице Прибайкальского района нашли нарушения в реанимации

10:12 Здравоохранение

В Улан-Удэ не подтвердилась информация о заболевшем коронавирусом

10:09 Здравоохранение

Жителям Бурятии могут перелить кровь депутата Народного Хурала



Юрий

10.01.2020 17:21:54

Там пустынная трасса ,откуда взялись проезжающие машины(да еще нашлиссь через три часа ).-всех на полиграф.

Глава Бурятии рекомендовал Баиру Жамбалову приостановить свою деятельность во власти после ДТП

промышленный РЕБЕ

08.01.2020 16:23:26

Завод можно перепрофилировать, под что-нибудь экологичное.

Сергей Зверев потребовал снести завод по розливу воды на Байкале до весны

Константин

29.12.2019 17:58:32

Когда уже отменят эти торги? Есть смета на строительство- отдайте ее тем, у кого есть техника и опыт, а не тем кто не умеет и потому дешевле. Иначе опять гачнется экономия на материалах и зарплатах.

Новые дороги в Бурятии не прошли проверку Счетной палаты

Базаржаб

27.12.2019 01:32:21

С наступающим Новым годом, коллеги, дорогие учителя. Дальнейших успехов, особенно в сохранении и развития бурятского языка, в воспитании подрастающего поколения в духе лучших традиций многонационального народа Бурятии.

Федеральные деньги для образования Бурятии и курс на изучение бурятского языка

Система Orphus