История создания спортивно-адаптивной школы Бурятии и работы с ветеранами СВО
«О спорт, ты - мир!» - есть такой советский полнометражный фильм 1981 года, об Олимпиаде 1980 года в Москве. Название фильму дали строки Пьера де Кубертена, основателя современного олимпийского движения. Но применительно к героям фильма «Бурятия. История мужества» можно их перефразировать в «О спорт, ты – жизнь!». О том, как в Бурятии ветераны СВО после тяжелых травм начали одерживать новые победы на спортивном поприще и как спорт помогает им социализироваться, поговорили с директором автономного учреждения дополнительного образования Республики Бурятия «Республиканская спортивно-адаптивная школа сурдоолимпийского и паралимпийского резерва» Буянто Цыренжаповым.
- Буянто Ботоевич, как появилась в Бурятии адаптивная школа? Я знаю, что у истоков ее создания стояли вы, как это было?
- Мы открылись 1 июня 2017 года, работаем уже 8 лет. На тот момент я работал в республиканской спортивной школе олимпийского резерва. Адаптивную школу мы создавали при поддержке Республиканской школы олимпийского резерва и ее директора Цындыжапова Цырена Сандановича и министерства спорта, которое тогда возглавлял Баир Хубисхалович Ангуров. Открытие такой школы в Бурятии уже давно назревало к тому моменту, ведь ее создание было обязательным условием получения субсидий из федерального бюджета по целому ряду направлений в области адаптивного спорта. Были федеральные проекты с хорошим финансированием, но получить деньги можно было только при наличии такой школы в регионе. А у нас в Бурятии было лишь отделение адаптивного спорта с тремя дисциплинами – борьба, стрельба из лука и пулевая стрельба. И было принято решение на уровне республики о создании Республиканской спортивно-адаптивной школы. Нужно сказать, это решение поддержали все – активно помогало министерство спорта и молодежной политики, все правительство. Очень помог Народный Хурал и председатель бюджетного комитета Зоригто Лубсанович Цыбикмитов, поддержали тогда поправку о выделении 10 миллионов рублей на создание школы все парламентарии. Это было довольно значительное финансирование для того времени, но и школу создавали с нуля, нужно было решать все вопросы, начиная от здания, заканчивая штатом и зарплатным фондом. На организационные вопросы ушло полгода и в июне наша школа открыла двери.
- С кем начали работать тогда, кто к вам пришел, кто были ваши первые спортсмены?
- В первом нашем наборе были спортсмены из отделения адаптивного спорта и их тренеры – это борцы, пулевики и лучники. Но со временем мы расширились. Сейчас у нас в школе три официальных вида спорта – спорт слепых, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) и спорт глухих. В каждом виде спорта свои дисциплины. В спорте глухих это дзюдо, пулевая стрельба, вольная борьба. В ПОДА пулевая стрельба, стрельба из лука, триатлон, велоспорт. В спорте слепых велоспорт, дзюдо.
Сейчас у нас в школе 134 спортсмена, прошедших классификацию. Без классификации и международного допуска мы не можем принять к нам спортсменов, потому что школа олимпийского резерва означает занятие спортом на высшем уровне. Сегодня 30 наших спортсменов входят в состав сборной России по разным дисциплинам. Это традиционно сильные в Бурятии пулевая стрельба, стрельба из лука, борьба, дзюдо. В 2024 году наша школа выиграла Национальную премию в номинации «Надежда России. Лучшая организация адаптивного спорта». Мы стали лучшими из всех российских регионов, а по стране таких школ очень много, ведь сегодня адаптивные школы открыты во всех субъектах России, причем в крупных регионах даже несколько. И наша школа из Бурятии стала первой из всех.
- Добиться этого невозможно без хороших тренеров. Кто сегодня занимаются со спортсменами? Сложно ли найти тренера для работы в таких видах?
- Нет, у нас в Бурятии есть хорошие тренеры, поистине уникальные, ведь в нашей школе есть свои особенности и не каждый может их принять. Люди приходили и уходили, кто-то и не справлялся, ведь работать непросто. Даже физически. Например, в стрельбе из лука или пулевой стрельбе очень много экипировки, это луки и винтовки, форма, все это в объемных кофрах, довольно тяжелое и на соревнованиях это нужно переносить. Это сложно порой и обычным спортсменам, а представляете, каково нести такой кофр, да еще сумки людям, у которых, например, нет рук или ног? И им помогают тренеры. А это тоже нагрузка, физическая. Так что у нас долгое время складывался тренерский состав и сейчас работает 18 тренеров. Каждый на вес золота, можно сказать. Мы каждого ценим. И спортсмены тоже их ценят.
- Как давно вы начали работать с ребятами из СВО? Было какое-то указание?
- Нет, мы начали сами работать с ними еще в 2023 году, примерно с сентября. Тогда еще не было у нас для этого специальных ставок, мы просто приглашали ребят или они приходили сами и занимались. Смотрите, по регламенту у каждого тренера должно быть только 5 спортсменов из группы высшего спортивного мастерства, которых он тренирует. Тренировать больше пяти им нельзя, это нарушение федеральных стандартов, да и не входит в ставку, никак не оплачивается. Но мы не могли ничего не делать. И тренеры начали брать ребят с СВО как бы шестым, в резерв, плюсом к основной нагрузке. С миру по нитке сначала собирали для них экипировку, луки, винтовки, форму. Парни занимались и скоро пошли результаты. Официально мы начали заниматься с ветеранами СВО с апреля 2024 года, но уже в феврале наши парни начали занимать призовые места. Например, Цыден Генинов был призёром первенства мира среди вооружённых сил. Это значит, что к моменту турнира он уже занимался. У наших ребят была такая своего рода фора, если можно так сказать. И появилась она благодаря гражданской позиции наших тренеров, нашей школы, нашего Минспорта.
- Правильно ли я понимаю, что для участников, ветеранов СВО в школе другой подход? Если в основном составе у вас занимаются спортсмены, прошедшие классификацию, то парни с СВО ведь даже не все занимались спортом до того, как прийти к вам?
- Да, это правда. Кто-то не занимался спортом до того, как пришел к нам, кто-то занимался другим видом спорта. Например, Цыден Генинов занимался борьбой, а сейчас один из самых известных лучников в Бурятии. Так что это верно, для ребят с СВО у нас классификации нет, к нам может прийти совершенно любой.
- И как приходят?
- По-разному. Сначала они приходили сами. Было только их желание заниматься спортом и наше огромное желание помочь им в этом. Мы не делали никакой широкой рекламы, но всегда брали всех, кто приходил. Так было в 2023 году, но в 2024 году наступил переломный момент. В декабре 2024 года президент России Владимир Владимирович Путин провел совещание о поддержке участников СВО, о реабилитации и занятиях спортом. Фактически это стало отправной точкой для начала в российских регионах работы в этом направлении. Бурятия среагировала очень быстро, наш глава Алексей Самбуевич Цыденов тогда же, в конце декабря, дал нам задание разработать программу по адаптивному спорту для ветеранов и участников СВО. С учетом того, что у нас уже были наработки в этой области, мы создали программу довольно быстро при поддержке Минспорта. Определили финансирование, подсчитали, сколько нужно ставок для тренеров, определили перспективу открытия ставок инструкторов в районах Бурятии на период до 2030 года. Всего было определено 11 ставок инструкторов по спортивной реабилитации и 3 ставки тренеров по спортивной подготовке - по волейболу сидя, пулевой стрельбе и стрельбе из лука. Это то, что наши воины могут делать в первую очередь, чем больше всего интересовались к тому моменту. В кратчайшие сроки запустили программу по адаптивному спорту в работу и стали одними из первых в стране.
Сегодня заработало уже сарафанное радио, парни общаются, рассказывают друг другу о своих успехах, к ним тянутся другие. Кого-то отправляют к нам из фонда «Защитники Отечества», кого-то приводят тренеры, про наших ребят делают передачи, снимают фильмы, просто больше людей стало узнавать, что есть у нас такая школа.
И вот сейчас у нас официально в командах 29 человек и 10 человек в резерве. В команде по волейболу сидя 11 человек и это наша прославленная уже команда, сыгранная, первая в России по рейтингу, которая стабильно занимает первые места на российских соревнованиях. По 8 человек занимаются пулевой стрельбой на базе тира Центрального стадиона и 8 человек занимаются стрельбой из лука на нашем Лукодроме в Улан-Удэ. В планах у нас задействовать в работе Ледовый дворец, который недавно открылся, создать и команду по хоккею и есть уже спортсмены, которые хотели бы этим заняться, но пока нет тренера.
Вообще в наших планах - дальнейшее расширение, развитие зимних видов спорта, где есть уже успехи. Например, наш Баир Манханов выиграл золото на сноуборде, но хочется большего, конечно. Хочется собрать свою команду. Мы прошлой зимой ездили в Ханты-Мансийск пока с двумя спортсменами, а хотим с командой. Сегодня это направление тоже развивается в России, но есть свои сложности. Лыжи сами по себе довольно тяжелый вид спорта, а люди с ПОДА занимаются ими на таких специальных санях, с помощью рук и это очень тяжело физически.
- Вы сказали про инструкторов по реабилитационному спорту в районах, они уже работают?
- У нас сегодня они работают в 8 районах - это Кабанский, Прибайкальский, Иволгинский, Джидинский, Кяхтинский, Курумканский и Закаменский. Открывали в первую очередь там, где числятся демобилизованные ветераны СВО. Инструкторы числятся у нас, работают в качестве филиала на той спортивной базе, которую может предоставить район. Например, в Кяхте предоставили кабинет в школе, мы оформили его как тренажерный зал и работаем там. Конечно, есть здесь кадровая проблема, в районах сложно найти инструкторов, но мы все равно планируем открывать ставки во всех районах, пишем бюджетные заявки, все это в работе.
- Есть какие-то спортсмены, которыми вы особенно гордитесь?
- Всеми мы очень гордимся, хорошие ребята у нас. Многие из них сделали невозможное с точки зрения обычного человека. Например, есть два пулевика, у одного из которых нет локтевого сустава, у другого нет левой руки целиком. И они спортом вообще не занимались – играли в теннис на любительском уровне, и все. Есть парень из глубинки Забайкальского края, из очень глухой деревни, он спортом тоже не занимался, а теперь он, несмотря на тяжелую травму, играет в сборной по волейболу. Ключевое слово в названии нашей школы – адаптивная. А адаптация к чему? Нужно понимать, что это адаптация к жизни. Да, мы адаптируем, социализируем через спорт. Ребята, которые к нам пришли, уже ничего не боятся, они очень многое пережили в своей жизни и сейчас у них цель – только вперед. Они очень духовитые, они могут и на протезах играть в футбол. Сегодня по России наша волейбольная команда – первая, а среди наших пулевиков уже три кандидата в мастера спорта, хотя, по сути, они лишь недавно начали заниматься. Цыден Генинов на Чемпионате России выполнил норматив мастера спорта и завоевал золотую медаль в паре. И все ребята выступают на кубке России, на крупных соревнованиях. У них огромная сила воли и поразительная сила духа. Мы очень гордимся своими парнями, вся Бурятия гордится.
Марина Денисова, Восток-Телеинформ
Посмотреть фильм "Бурятия. История мужества" (6+) можно по ссылкам:
Рутуб: https://rutube.ru/video/26c7ade9700cb6005e755d34633e2e13/?r=wd
ВК: https://vkvideo.ru/video-91033013_456240510
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.