Как появилась Торгово-промышленная палат Бурятии: история и наши дни
Торгово-промышленная палата Бурятии отмечает 30-летний юбилей. В 1974 году в Иркутске было открыто отделение Торгово-промышленной палаты России и работало это объединение на два региона, захватывая и Бурятию. Своя ТПП в регионе появилась 12 января 1993 года. Подробности - в материале Восток-Телеинформ.
Первым президентом ТПП Бурятии был Геннадий Бербидаев, он же был и идейным вдохновителем объединения бизнеса республики. После него долгое время ТПП возглавлял Виктор Кукшинов – в период его руководства палата пережила вместе со всей страной непростое время 1990-х годов. В 2015 году палату возглавил Игорь Зураев, с которым пришло новое дыхание – именно с этого времени объединение начало активно развиваться, а клиентская база нарастать. Буквально за два года в ТПП пришло более 150 новых участников.
В 2017 году на смену Зураеву в ТПП пришел Петр Ертанов, ныне руководитель управления ФССП по Бурятии. Палата в его годы правления продолжила активно наращивать число участников – за короткий период количество членов ТПП выросло со 183 до 477.В Палате начали формировать комитеты для более эффективной работы, само же объединение взяло курс на развитие оказания услуг для бизнеса. Начался процесс становления ТПП Бурятии как самодостаточной организации с известностью во властных структурах и весом среди бизнесменов. С 2020 года ТПП Бурятии возглавил Дмитрий Дружинин. На его период пришлись новые испытания экономики и бизнеса на прочность – коронавирус, а затем СВО и вызванные этим международные санкции.
На сегодня в ТПП действует 12 комитетов по различным направлениям, сформированы дополнительные подразделения по оказанию помощи и услуг предпринимателям. Например, ТПП Бурятии добилась разрешения на классификацию коллективных средств размещения и в структуре объединения теперь работает эксперт по классификации гостиниц. В 2021 году Палата получила образовательную лицензию и запустила обучающие семинары. Помогают эти и другие структуры не только членам Палаты, но и всем бизнесменам, у которых есть потребность в консультировании.
На сегодня Бурятия в ДФО по объему реализации услуг занимает второе место, после Приморского края с его портом Владивосток и перед Хабаровским краем. «Мы являемся некоммерческой организацией и наша основная задача – это поддержка взаимодействия с бизнесом, - комментирует Дмитрий Дружинин, - но любая такая поддержка возможна при наличии финансовых средств, только на общественных началах сложно эффективно работать. В этом ключе мы работали последние годы, расширяли спектр своих услуг, в результате размер выручки увеличился на 30,5%. Нужно отметить, что в последние годы у многих региональных ТПП объем выручки упал из-за внешних экономических условий. У нас же ситуация обратная –удалось не только сохранить, но и показать рост».
Коронавирус и бизнес
В 2020-21 годах, в разгар эпидемии коронавируса, сотрудники ТПП зафиксировали резкий скачок обращений от бизнеса – Палата разъясняла, выступала связующим звеном между властью и бизнесом. В период коронавируса ТПП РФ была уполномочена выдавать сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах при исполнении международных контрактов, а ее региональные отделения выдавали такие сертификаты на внутрироссийских контрактах. Только по этой теме в 2020 году было дано 3 тысячи консультаций, рассмотрено 184 заявления и выдано 76 заключений о форс-мажоре и это, учитывая небольшой штат ТПП, довольно солидные цифры. ТПП Бурятии в тех сложных условиях помогала не только консультированием, занималась и волонтерской деятельностью –когда школы ушли на дистант, оказалось, что не у всех есть для этого техническая возможность. Тогда члены палаты собрали деньги и закупили 80 укомплектованных ноутбуков - их распределили среди наиболее нуждающихся в этом семей.
По словам Дмитрия Дружинина, ТПП является участником большого количества различных комиссий в правительстве Бурятии. «Чиновники смотрят на вопрос с одной точки зрения, а бизнес с несколько иной и ТПП Бурятии здесь выступает своего рода арбитром, помогая находить точки соприкосновения и выступая проводником общения бизнеса, в том числе, малого, с органами власти практически любого уровня. Это сыграло свою роль в период коронавируса, когда ТПП активно включилась в работу по созданию перечня мер господдержки на уровне РФ и Бурятии», - отмечает Дмитрий Дружинин.
Как отмечает бизнес-омбудсмен по правам предпринимателей Чингис Матхеев, в Бурятии Торгово-промышленная палата сегодня – один из основных инструментов, которые помогают бизнесу решать свои проблемы и развиваться. Аппарат уполномоченного совместно с ТПП отрабатывал разные спорные моменты на протяжении всех последних лет. В 2019 году вместе отрабатывали безболезненный переход на ЕНВД, затем была борьба с коронавирусом, потом СВО и санкции. «Само по себе течение пандемии в Бурятии проходило непросто – помимо федеральных, были установлены региональные локдауны. Мы с ТПП Бурятии входили в Оперативный штаб при правительстве Бурятии, который в ежедневном режиме отрабатывал поступающие запросы - главное на тот момент было в том, чтобы дать бизнесу работать в условиях многочисленных ограничений».
Монголия и курс на Восток
В прошлом году ТПП Бурятии вошла в ТОП-30 отделений в России по количеству участников, в ее составе на сегодня 557 членов. Это предприятия торговли, социальное предпринимательство, банки, предприятия в области транспорта, сферы услуг. В Бурятии существует саморегулируемая организация строителей (СРО) ТПП, в которую входят крупнейшие представители гражданского и дорожного строительства, а центр делового образования ТПП является управляющей компанией республиканского бизнес-инкубатора. «Мы никогда не планировали ограничивать членство в Палате только торговыми предприятиями, к нам всегда приходил самый разный бизнес – из медицины, культуры и так далее. Мы старались охватить как можно большее число сфер бизнеса», - говорит Петр Ертанов.
Большая часть членов ТПП – это бизнес Улан-Удэ и пригорода, однако ТПП намерена активно выходить и в районы. В том числе, за счет этого, уже в ближайшие пару лет планируется войти уже в ТОП-20. «В районах республики достаточно серьезный потенциал в сельском хозяйстве, в обрабатывающих производствах и так далее. В целом, в Бурятии на сегодня зарегистрировано около 18 тысяч различных компаний малого и среднего бизнеса, на работу с которыми, главным образом, ориентирована ТПП. Конечно, нет задачи включить в состав Палаты всех, а лишь тех, кому это интересно и нужно для ведения бизнеса, для взаимодействия с органами власти, для установления круга общения и налаживания деловых контактов», - отмечает Дмитрий Дружинин.
Отделения ТПП России в регионах довольно активно сотрудничают. В каждом федеральном округе создана своя ассоциация, в том числе и в нашем, Дальневосточном. Особенно большой интерес там вызывает расположение Бурятии и ее соседство с Монголией. Когда-то ТПП Бурятии одной из первых открыла в Монголии свой филиал и это было вполне закономерным шагом. Как отмечает Петр Ертанов, когда он пришел к руководству ТПП Бурятии, опыт его учебы и работы в Юго-Восточной Азии ему очень помог. Вектор сразу был взят на развитие внешнеэкономической деятельности.
«Мы спрашивали, - отмечает Ертанов, - что интересует бизнес-сообщество и стало понятно – бизнесу для полноценного развития нужен выход на внешние рынки, в другие районы, регионы и страны. И мы занялись интенсификацией развития отношений со странами Юго-Восточной Азии. Были открыты филиалы в Улан-Баторе, в Китае, в Сеуле, прорабатывались открытия филиалов в Токио и Сингапуре. Когда мы открыли первый филиал в Монголии и вывезли туда делегацию от Бурятии, то бизнесмены поняли, что получают очень хорошие возможности для налаживания связей там. Это стало одной из причин роста членской базы ТПП Бурятии – сработало так называемое «сарафанное радио». Через Монголию мы начали заходить в КНР – вышли на Маньчжурию, Эрлянь, Гуанчжоу. Мы использовали потенциал программ КНР по развитию внешнеэкономической деятельности – в частности, выезд на выставки и форумы за счет принимающей стороны. Это хорошо экономило бюджет для небольших предприятий, мы набирали по 30-40 участников и выезжали на ту же Кантонскую ярмарку – это одна из самых крупных ярмарок в мире, сейчас она занимает второе место в мире по объему заключенных контрактов».
ТПП вела самую разную работу – помогала налаживать деловые связи и выводить на рынок новые продукты.В 2017 году на внешние рынки вышли пять компаний из Бурятии, в 2018 году уже 19 начали получать валютную выручку. В частности, байкальская вода компании «Море Байкал» из Бурятии до сих пор продается в магазинах Южной Кореи. «Это был сложный кейс, но с 2018 года эта вода продается там буквально во всех супермаркетах и является живым примером того, что можно работать в Бурятии, быть членом ТПП Бурятии и благодаря этому продавать свою продукцию на внешнем рынке», - говорит Ертанов.
Вектор развития на Юго-Восточную Азию, как показало время, был взят правильно. В свое время ТПП Бурятии полтора года добивалась возможности выезда в Северную Корею. Встречали недоумение по поводу того, какой вообще можно вести бизнес со страной, в отношении которой уже тогда действовали всевозможные внешнеэкономические санкции. На тот момент Северная Корея была заинтересована в том, чтобы на их рынок заходили активно российские компании и разбавили там китайское представительство, которое на рынке занимало 95%. Бизнес-миссия в итоге состоялась, привезли девять компаний от России, бурятская ТПП возглавила бизнес-миссию. «Время показало правильность нашего подхода. Теперь уже в отношении России действуют такие же, если не большие, международные санкции, но опыт с Северной Кореей показал возможность работы бизнеса даже в таких условиях», -говорит Ертанов.
В конце 2022 года ТПП Бурятии запустила уже и общественное представительство в Монголии, которое возглавил Тумэн Дампилов. С тех пор организовали уже две бизнес-миссии и сейчас идет активная подготовка к российско-монгольскому форуму, который пройдет в начале июня в Улан-Баторе.
- В феврале мы провели онлайн «круглый стол» по экспортному потенциалу Монголии, - говорит Дмитрий Дружинин, - мы разослали приглашения по всем Торговым палатам по стране, больше с целью проверить, есть ли интерес к этой тематике и в итоге по ВКС к нам подключились 20 региональных палат. Это говорит о том, что наша территориальное расположение уникально и близкое соседство с Монголией стало для нас большим плюсом в условиях, когда вся страна меняет ориентир с запада на восток. Экспортный потенциал и работа с Монголией – это активные общие темы, по которым сегодня работают другие регионы с Бурятией.
Три года назад в Бурятии стояла задача осилить планку в 500 участников ТПП. К этому шли долго и довольно тяжело, для республики, как для небольшого региона это достаточно серьезная цифра. Сейчас ТПП Бурятии идет к тому, чтобы начать активнее работать на внешнеэкономическом поле и здесь свою поддержку может оказать именно ее юбилей. К нему в Палате активно готовятся - составляется список приглашенных, план мероприятий. Пройдет конференция ТПП РФ, «круглый стол», на котором обсудят экспорт, проблемы бизнеса, взаимодействие.
В Бурятии ждут руководителя ТПП России Сергея Катырина, руководителей и представителей региональных палат, в частности, Дальнего Востока и Сибири. Ожидается визит монгольской делегации, делегации из Индии, возможно, из Китая. Индийцы сами вышли на Бурятию через другие палаты России, так же, как и делегация Китая. Они сами здесь предлагают взаимодействие и это направление работы ТПП Бурятии собирается усилить в ближайшие годы, отмечает Дмитрий Дружинин. Интерес к Бурятии проявляют многие и юбилей Палаты - хороший повод пригласить их познакомиться. А затем, возможно, перевести взаимодействие в деловое русло.
Марина Денисова, Восток-Телеинформ.
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.