Масштабный всероссийский проект «Место встречи с искусством» запустят 22 ноября на границе Бурятии и Монголии в городе Кяхта. Проект организован Министерством культуры Российской Федерации и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при участии Русского музея, Московского педагогического государственного университета, Института художественного образования и культурологи РАО и Почты России. В течение девяти месяцев, начиная с апреля, жители 29 малых и средних городов России знакомились с репродукциями наиболее значимых работ художников 20-40-х годов ХХ века. Кяхта - финальный город этого проекта.
Как сообщает Восток-Телеинформ со ссылкой на организаторов, задача проекта «Место встречи с искусством» - на примере советского изобразительного искусства научить жителей самых удаленных городов России, от Ялты до Комсомольска-на-Амуре, «читать» и понимать произведения художников, рассказать об их творчестве доступным языком.
В передвижной фонд вошли репродукции хрестоматийных картин советских мастеров: «Утренняя зарядка» (1932) и «Раздолье» (1944) Александра Дейнеки, «После боя» (1923) и «Весна» (1935) Кузьмы Петрова-Водкина, «Письмо с фронта» (1947) Александра Лактионова, «Александр Невский» (1942) Павла Корина, «Женщины-радистки» (1930) Марии Бри-Бейн. Эти работы можно отнести к четырем разделам. «История» включает реплики картин первой половины ХХ века, раскрывающих тему героической современности или недавних событий — революции, гражданской войны; раздел, посвященный теме Великой Отечественной войны, показывает знаковые образы людей, созданные в этот период и знакомые по легендарным военным выставкам 1942-1943 годов; третий посвящен человеку труда; четвертый - отдыху и спорту.
Для посетителей проекта ведущие специалисты «РОСИЗО» и Русского музея совместно со студентами МПГУ подготовили образовательную программу. Бесплатные интерактивные экскурсии, адаптированные для школьников и студентов, пенсионеров и воспитанников детских домов, учат разбираться в художественной проблематике 1920-1940-х годов, анализировать особенности стиля и сюжета, колорита и композиции, интерпретировать разнообразные детали в контексте ключевых событий эпохи и личности художника, чувствовать настроение времени, находить тайные смыслы в сценах военного героизма, трудовых подвигов, спортивных достижений и уединенной безмятежности.
На экскурсиях от лучших студентов МПГУ - будущих преподавателей изобразительного искусства - посетители узнают, что маршал Ворошилов был близким другом Исаака Бродского и предложил художнику совсем не героический сюжет для собственного портрета — катание на лыжах в Подмосковном лесу, Михаил Греков нашел достаточную порцию оптимизма, света и свежести для картины «Трубачи Первой Конной» в воздухе крымской весны, а Петр Кончаловский вызвал страшный скандал, написав портрет Алексея Толстого, - в период расцвета «пролетарской культуры» рискнул подчеркнуть связь «красного графа» с классикой дореволюционной России, поставив на стол героя раритетный штоф для водки, маркированный датой «1799» - годом рождения Пушкина.
В рамках проекта жителям Кяхты будут показывать видеолекции о художественных произведениях 20-40-х годов ХХ века от специалистов Русского музея.
Юных участников проекта -подростков 10-12 и 13-15 лет -ждет межрегиональный конкурс рисунков «Моя картина». Для обеих возрастных групп специалистами МПГУ разработана уникальная программа мастер-классов: детям предлагают написать небольшое сочинение -пояснение к будущей картине, а затем передать свою историю в виде художественного образа. «В рамках конкурса мы помогаем освоить основные навыки: как сделать, чтобы картина «заговорила», а зритель «услышал» именно то, что задумал художник», - рассказывает Людмила Мальцева, автор методики мастер-классов.
Финалисты конкурса поедут в декабре на выставку в Москве. Итогом конкурса станет выставка проектов-победителей, где также будут представлены рисунки детей XIX века.
Масштабный проект поддерживает федеральный почтовый оператор - «Почта России». Протяженность маршрута составляет более 45 тысяч километров, в процессе перевозки задействовано 20 железнодорожных вагонов и более 35 автомобилей, чтобы доставить в регионы России работы, общий вес которых составит более полутора тонн.