О ситуации в сфере нефритовой отрасли рассказал сегодня, 12 декабря, на правительственном брифинге министр природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов. В республике ежегодно добывается полторы тысячи тонн нефрита, объем налоговых поступлений от его добычи составляет около 100 миллионов рублей. На территории региона сосредоточено более 90% разведанных запасов нефрита в стране.
- Все думают, что нефрит - это легко и просто. 3-4 года назад это была большая проблема для правоохранительных органов. Но уже тогда мы говорили, что необходимо сделать некоторые шаги для того, чтобы эту отрасль декриминализовать,- отметил Сафьянов.
И напомнил, что в настоящее время в Госдуме рассматривается закон об ужесточении наказания за нелегальную добычу нефрита. Так, в отношении нелегальных добытчиков ископаемого, возможно, введение уголовного преследования. Штраф для физических лиц составит пять тысяч рублей, для юридических - до 100 тысяч рублей, для должностных штраф возрастет до полумиллиона. Кроме того, у «черных копателей» будут конфискованы орудия труда.
Как сообщало ранее ИА «Восток-Телеинформ», член Совета Федерации от Забайкальского края Степан Жиряков выступил одним из инициаторов проекта федерального закона об ужесточении ответственности за незаконную добычу и сбыт нефрита. Подобные меры уже действуют в России в отношении преступлений, связанных с промыслом янтаря. Так, за добычу и сбыт этого природного камня на граждан могут наложить штраф от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 30-50 тысяч рублей. Юридических лиц за незаконный промысел могут оштрафовать на сумму от 800 тысяч до одного миллиона рублей. Жиряков уверен, что принятие санкций в отношении нефрита не только будет способствовать наведению порядка в этой сфере, но и позволит наполнить региональные бюджеты доходами от его добычи и продажи в сопредельное государство.
Между тем, по словам министра, первое, что сделали Роснедра для решения проблемы, это отдали месторождения в частные руки, то есть все месторождения нефрита на территории республики нашли своего хозяина и получили лицензии. Второй шаг, это очень серьезная выстроенная работа министерства внутренних дел. Сегодня на многих месторождения выставлены посты, так как сами недропользователи заинтересованы в отсутствии хищений. Они активно сотрудничают с органами внутренних дел и тем самым пытаются максимально прикрыть нелегальные каналы сбыта.