Создать рабочую группу для анализа лучших и доступных технологий водоочистки, на которые следует ориентироваться на Байкале, поручили Сибирскому отделению РАН. Также должны быть предложены научно обоснованные коррекции в приказ № 63 по нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах – такие решения были приняты на расширенном заседании бюро Совета СО РАН по проблемам озера Байкал с участием главы Бурятии Алексея Цыденова в Новосибирске.
Главная проблема, которой было посвящено обсуждение - поиски «золотой середины» между необходимостью строительства водоочистных сооружений и законодательно закрепленной обязанностью не вредить Байкалу.
- Очевидно, что есть какой-то порог, превысив который мы навредим экосистеме и людям, живущим в тех местах, - приводит слова научного руководителя Иркутского научного центра СО РАН академика Игоря Бычкова издание «Наука в Сибири». - Однако предугадать, где этот порог, в случае с Байкалом, очень сложно.
Бычков привел такой пример: в самом озере растворен колоссальный объем природного фосфора, ускоряющего фотосинтез и тем самым рост водорослей. Однако понять, будет ли то количество, которое сбрасывают люди, «той самой соломинкой, которая переломила спину верблюду», практически невозможно, каким бы глубоким и комплексным ни было изучение Байкала.
С другой стороны, по его словам, есть понимание, что Байкал - не только объект, который нужно сохранять для далеких потомков, но и место, где сейчас живут люди и куда приезжают туристы. «Из всего сказанного следует, что мы должны найти наилучшие доступные технологии, которые обеспечат максимальную очистку стоков. Таких технологий много, их надо проанализировать в зависимости от условий использования (количества жителей, наличия или отсутствия системы централизованного водоснабжения и канализации) и с учетом экономической целесообразности», - отметил Бычков.
Глава Совета СО РАН по проблемам озера Байкал академик Валентин Николаевич Пармон отметил, что выработанная на заседании позиция очень конструктивна.
- Есть законы, и их мы обязаны не нарушать, - сказал он. - Однако они, в свою очередь, не должны препятствовать созданию тех водоочистных сооружений, строительство которых уже запланировано.
Для этой дилеммы, по мнению Пармона, есть различные пути решения. В частности, ученый напомнил о том, как внедрялись экологические стандарты по бензину и дизельному топливу: «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». Последний класс - это очень чистые топлива с экологической точки зрения, но чтобы их производить, надо было реконструировать огромную инфраструктуру нефтепереработки. Поэтому была принята программа введения сначала стандарта «Евро-3», затем, через несколько лет - «Евро-4» и только потом «Евро-5». Выполнялось это с помощью постановления правительства РФ о введении строгих технических регламентов на производство моторного топлива. В ситуации с Байкалом, видимо, нужно делать то же самое: трудновыполнимый приказ № 63 остается незыблем, но дополняется последовательностью реализации этих нормативов, считает академик.