Постановление о новом уровне Байкала на 2016 и 2017 год подписал премьер-министр российского правительства Дмитрий Медведев. Документом устанавливаются максимальные и минимальные уровни озера в периоды большой и малой водности. При этом нет данных о том, кто и на каких основаниях будет устанавливать степень водности.
В частности, говорится в документе, максимальное и минимальное значения уровня воды в озере Байкал в период средней водности на отметках в два ближайших года установлены на отметках 457 и 456 метров соответственно.
Минимальное значение уровня воды в озере Байкал в период малой водности (маловодный период) на отметке 455,54 метра, максимальное значение уровня воды в озере Байкал в период большой водности (многоводный период) на отметке 457,85 метра (в тихоокеанской системе высот).
Документ приостанавливает до 1 января 2018 года действие постановления № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности».
Как сообщал ранее Восток-Телеинформ, проект постановления «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал» разработан (подробности здесь) российским Министерством природы и прошел процедуру общественного обсуждения на официальном сайте. Принять участие в обсуждении могли все желающие, но подготовка постановления не анонсировалась, поэтому и широкого обсуждения не получилось. Среди соисполнителей подготовки проекта значатся также Минэнерго, Минтранс, МЧС России, Росгидромет, Росводресурсы и Росрыболовство.
Напомним, действующий до этого минимальный уровень воды в озере был закреплен постановлением правительства от 26 марта 2001 № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». Этим же документом установлены допустимые колебания уровня озера – от 456 до 457 метров по тихоокеанской системе высот. Новое постановление расширило эти границы, признав нормальным колебание уровня озера в диапазоне более двух метров.
Как сообщил корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ» эколог, директор общественной организации БРО по Байкалу Сергей Шапхаев, это постановление опасно для Байкала. Документ ничем не обоснован, говорит эколог, и, более того, он предусматривает наступление экстремальных ситуаций – маловодья и многоводья, но не определяет критерии, по которым их наступление будет определяться, и по которым будет определяться режим наполнения водохранилища иркутской ГЭС.
- А это открывает широкие возможности для произвола, - считает эколог. - Этот проект постановления должен быть отклонен и отправлен на доработку, так как противоречит действующему законодательству. Это серьезный вопрос, без должного обоснования делать этого нельзя.
По словам Шапхаева, диапазон в 2,31 метра действовал ранее, но он относится он к столетнему периоду наблюдений за состоянием уровня воды в Байкале. Такие колебания за 100 лет наблюдались крайне редко, а новое постановление закрепило в качестве регулярных. По мнению эколога, этот вариант выгоден для гидроэнергетиков, но нанесет вред экосистеме Байкала. Негативно это скажется и на населении, которое и так сейчас переживает ряд проблем, связанный с падением уровня воды в озере. Это и осушение торфяников, и уход воды из колодцев, и сокращение популяции омуля.
Еще в прошлом году сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов называл уровень Байкала катастрофическим.
- Необходимо признать, тот факт, что за последние двадцать лет такого низкого стояния воды на Байкале не было. При экстремально высоких температурах этого лета в бассейне озера сокращается речной сток. При отсутствии дождей в июле может в худшем варианте повториться зимняя ситуация прошлого года, когда «Иркутскэнерго» вынудило Правительство РФ издать соответствующее постановление и спустило байкальскую воду ниже разрешенных отметок. Поэтому всем предприятиям Приангарья необходимо принять заранее срочные меры по водообеспечению при минимальных расходах воды реки Ангара, - отметил тогда сенатор.
Отметим, на сегодня уровень Байкала упал даже по сравнению с прошлогодними показателями, а никаких действий по ремонту водозаборных сооружений иркутяне не предприняли.