Глава Бурятии Алексей Цыденов рассказал федеральным СМИ о причинах митинга в Улан-Удэ. Напомним, по итогам единого дня голосования на выборах мэра Улан-Удэ, набрав 53%, победил Игорь Шутенков. Его ближайший соперник – глава республиканского отделения КПРФ, сенатор от Иркутской области Вячеслав Мархаев – занял второе место, собрав около трети голосов. После этого на площади Советов в центре Улан-Удэ собрался многодневный несанкционированный митинг, пишет «Взгляд».
Среди заявленных целей собравшихся – пересмотр итогов голосования и освобождение Игоря Коношанова, водителя из группы так называемого якутского шамана Александра Габышева, незадолго до голосования прибывшего в Бурятию. После этого последовали жесткие действия правоохранителей против участников несогласованной акции на площади Советов. По словам Цыденова, до выборов никто из коммунистов особо про «шамана» не вспоминал, хотя он к тому времени шел уже не один месяц и только в Бурятии находился с конца августа. В первую очередь причина митинга - результаты выборов, задержание водителя – лишь повод для осознанной провокации, сказал глава республики.
- У нас в Бурятии люди очень отзывчивы, всегда идут на защиту угнетенных, - отметил он. - Если бы коммунисты сразу же сделали нормальный, согласованный, законный митинг, там собралось бы какое-то количество людей. Не очень большое, как всегда. Площадь Советов для митингов закрыта. У нас есть установленные места – например, парк «Юбилейный», где позже и состоялся санкционированный митинг. А когда идет провокация, и они выставляют себя угнетенными и гонимыми, тогда есть общественный резонанс. Люди идут на помощь, внимания привлечено куда больше, чем обычно и все уже забывают суть. На площади Советов спрашивали: «Вы за что вышли?», в ответ слышали, что «за освобождение политических заключенных». Политические заключенные по их мнению – это водитель, причем о не знает, за что он задержан. А задержан он за то, что сидя за рулем автобуса, отказался предъявить документ на транспортное средство и проходить освидетельствование на алкоголь, да еще сопротивлялся полиции. Где тут политика? Или пьяным за рулем машины, к которой есть претензии по документам, ездить – это политика? Когда людям говоришь все это, они соглашаются. А если не разговаривать, не разъяснять – получается обычная манипуляция лучшими чувствами людей. Как можно отреагировать на требование выпустить? Кого и за что? Во-первых, срок задержания и так заканчивался. Во-вторых, случай с водителем «шамана», повторюсь, не имеет никакого отношения к политическим или каким-то иным подобным вещам. Абсолютно бытовое, если можно так назвать, нарушение. Тест на алкоголь не проходим, полиции сопротивление оказываем, на машину документы не показываем. А позже оказывается, что у машины не совпадают номера – на двигателе и по документам. Что еще с ним делать? Как еще объяснить протестующим суть дела?
По мнению Цыденова, Вячеслав Мархаев на площадь Советов вышел для того, чтобы «защищаться перед лицом собственного неопределенного будущего».
- Полномочия Вячеслава Михайловича в качестве сенатора заканчиваются, чисто по времени. Была попытка реализовать себя в виде мэра, которая с абсолютно однозначным результатом провалилась. Поэтому – именно защита. И, на мой взгляд, желание повысить свою значимость, ценность для последующего политического торга внутри республики. Его тезисы: выборы были нелегитимными, грязными, поэтому он и проиграл. Иная повестка не обсуждалась. Но на всех участках были представители кандидатов. Только от КПРФ 161 наблюдатель был. Все протоколы подписаны, особых мнений и возражений не зафиксировано. Даже, где был вопрос у КПРФ по КОИБам, КОИБы вскрыли и вручную пересчитали. Я все это неоднократно объяснил людям. Утром вижу – на площади Советов более-менее спокойно, раскачки нет. Улетел в Москву, затем в Питер, где было заседание. Быстро вернуться из Питера в Улан-Удэ сложно, в любом случае необходима пересадка в Москве. Да, признаю: если бы утром было понятно, что будет такая раскачка, я бы не полетел.
Глава Бурятии Алексей Цыденов для разрядки ситуации принял участие в разрешенном митинге коммунистов в парке «Юбилейный», где его встретили криками: «В отставку!». Также состоялась встреча Цыденова с кандидатами в мэры Улан-Удэ, на которую пришли все, кроме Вячеслава Мархаева.