Ирину Ологонову в Бурятии все знают и любят. В личной копилке Ирины есть медали престижных российских и международных соревнований, но нет заветной – олимпийской. Недавно Ологонова вернулась с чемпионата России в Каспийске, где взяла «серебро». О том, как давались победы и поражения, что происходит в личной жизни, о взаимоотношениях с семьей, о детстве, целях и мечтах – в интервью Восток-Телеинформ.
- Ирина, сколько лет вы уже занимаетесь борьбой и как так вышло, что ваша жизнь связана с этим видом спорта?
- В спорте, в борьбе я уже 21 год. Как пришла в шестом классе в 12 лет, так до сих пор не могу расстаться.В борьбу я пришла из-за подруги. Она меня позвала с собой, потому что она хотела заниматься борьбой, но стеснялась одна. А тогда я ещё думала, что это не женское дело, но всё равно согласилась – схожу, думаю, посмотрю. В итоге я пришла и осталась, а моя подруга борьбу потом бросила. Возможно, сыграло роль то, что у меня и браться все борцы, так, даже если не подруга, все равно я бы могла оказаться в этом спорте.
- Кто стал вашим первым тренером? У кого тренируйтесь сейчас?
- Моим первым тренером стал Виктор Эрдыниевич Ринчинов, сейчас он заслуженный тренер России. Еще один тренер - Дамдин Николаевич Дамдинов, заслуженный тренер Бурятии. А когда я переехала из своего района в Улан-Удэ, пришла тренироваться к Андрею Владимировичу Бузину, с ним занимаюсь и сейчас.
- А где вы родились?
- Родилась я селе Баянгол Баргузинского района. Закончила там 10 классов, 11-ый уже заканчивала в Улан-Удэ, потому что пришлось переехать из-за борьбы – надо было тренироваться уже со сборной Бурятии и выезжать на соревнования.
- Навыки борьбы помогали вам в школьные годы? Например, шли вы с баянгольской дискотеки, а тут хулиганы…
- (Смеётся – прим.) знаете, наверное, нет. Никто меня не обижал. У меня пять братьев, меня вообще не трогали. С девочками я всегда дружила, а мальчики держались в стороне.
- Как проходила подготовка к нынешнему чемпионату России, где тренировались, как получали путёвку?
- Подготовку на чемпионат России запланировали сразу после Ярыгинского турнира, который проходил в конце января. В феврале немного отдохнули - я простыла, мне дали время отдохнуть и восстановиться. Потом практически сразу начали заниматься физподготовкой, а уже в марте мы были в Монголии, где пробыли 21 день. Потом снова вернулись домой, и так сборы за сборами. Итоговый сбор у нас был в подмосковном Чехове, там с нами были девочки из Москвы, Сахалина, Калининграда. И это на самом деле хорошо, что итоговый сбор проходит ближе к месту проведения соревнований. Мы успеваем адаптироваться.
- В каждом деле есть выгорание. У вас было вот это «я устала, я ухожу»? Может, перед соревнованиями бывают такие чувства?
- Перед соревнованиями не до того, у нас все строго распланировано: по часам и отдых, и тренировки, так что нет, таких чувств не было. Возможно, если всё время только заставлять спортсмена работать, ни к чему хорошему это не приведёт. Мы же всё-таки не роботы. И опытный тренер видит и знает, когда человеку нужен отдых. Перед соревнованиями мы себя не жалеем, где-то за два месяца до стартов начинаем усиленно работать, только потом даем отдых. Наверное, вообще за все время карьеры не было мыслей об уходе из спорта. Было, что проиграла и обиделась, но длится это секунд пять. Сложно после травм. В 2019 году меня прооперировали на передний крест коленного сустава, восстановление было очень долгим, многие не верили, что после такого можно вернуться в большой спорт. В какой-то момент я сама начинала думать, зачем я себя так мучаю. Но эти мысли тоже быстро ушли.
- После травмы сколько времени ушло на восстановление?
- После такой операции людям нужно на восстановление минимум 6 месяцев. Мне понадобился год. Столько прошло до момента, когда я поняла, что у меня колено не болит и я могу полноценно тренироваться. Потом начала входить в форму и в какой-то момент почувствовала себя на ковре как раньше. На это понадобился ещё год.
- Ирина, вы выступаете в весовой категории 55 килограммов. Она не является олимпийской, но все ваши успехи именно здесь. Были ли попытки изменить категорию?
- Я всегда выступала в весовой категории 55 килограммов. Затем, перед Олимпиадой, мне надо было спуститься в категорию 53, пришлось худеть. Сейчас я могу сказать, что попытка была неудачной, мы неправильно согнали вес, делать это нужно было не перед стартами, а за год или больше. Олимпиада была в 2016 году, я еще в 2015 хотела бороться в категории 53 килограмма, но старший тренер сборной России решил, что мне надо год потерпеть и выступать в своём весе. Получилось так, что в весе 53 килограмма я сделала буквально один страт, а это очень мало, мне не хватило опыта. В непривычном весе ты уже не такая быстрая и мощная, реакция не та.
После Олимпиады 2016 года олимпийским весом сделали 53 и 57 килограммов. Мне пришлось подниматься в 57, набирать вес, я успела выступить в новом весе на европейских стартах, взяла «серебро». Потом мы с тренером поняли, что для меня 57 килограммов много, в нем обычно выступают спортсменки, для которых привычный вес 62 килограмма. В итоге в прошлом году мы опять вернулись в 55, да и вообще практически все мои результаты были достигнуты в категории 55 килограммов. Это для меня очень комфортный вес, не знаю, почему его не делают олимпийским, было бы здорово.
Сейчас у нас с тренером в планах опять – худеть, чтобы войти в Олимпийский вес. В 57 килограммах против меня выходят спортсменки, которые на голову меня выше и мощнее, с ними тяжело бороться. А по сбросу веса у нас теперь есть опыт и понимание процесса. Так что будем готовиться к соревнованиям в 53 килограммах.
- А как поддерживаете вес?
- На самом деле нет никаких строгих диет. Я ем обычную еду, не ограничиваю себя. Главное – ночами не есть, это очень хорошо помогает держать вес. И если мой вес сейчас 57 килограммов, то сбросить 4 килограмма не проблема. Перед соревнованиями надо просто постепенно уменьшать количество порций и калорий.
- Расскажите про свою семью, как они за вас болеют?
- Они всегда смотрят соревнования, неважно, сколько часов разницы, всегда в прямом эфире болеют, никогда не говорят, что «может хватить бороться», никогда меня не останавливают. У меня самая лучшая поддержка от моих братьев. Даже несмотря на то, что за моим папой сейчас нужен постоянный уход и, по идее, за ним должна следить дочь, эту обязанность взяли на себя братья, чтобы я могла ездить на тренировки и чемпионаты. Это самая большая поддержка.
Семья у меня большая: тёти, дяди. Если я проигрываю, то и они как будто проигрывают. Выиграю – все радуются. И они точно также ждут олимпийскую медаль, как и я. После соревнований собираемся всегда все вместе.
- А что с личной жизнью?
- Её нет (смеётся). Борьба и личная жизнь несовместимы. Может, только для меня, некоторые девочки успевают. Кто-то уже замужем, кто-то, как Жаргалма (двукратная чемпионка России Жаргалма Цыремпилова – ред.), родила два раза и опять вышла на ковёр. Но я целенаправленно ушла с головой в борьбу, кроме мечты ничего не вижу, мне не хочется отвлекаться. Да и дома меня не бывает - я уехала на сборы в апреле и только сейчас вернулась. Кто меня будет ждать по три месяца? Мне просто не хочется этих сложностей.
- Кроме борьбы, чем увлекаетесь?
- Сейчас меня ничто другое особо не интересует. Стараюсь посвящать время тренировкам. Я окончила сельхозакадемию, получила специалитет, потом пошла в аспирантуру. Могу тренировать, я получила тренерскую лицензию, но не горю таким желанием. Все думают, что если ты спортсмен, то дальнейшая твоя деятельность должна быть связана с обучением молодого поколения. Но я вижу, какую работу выполняет мой тренер, это, поверьте, очень сложно, очень тяжело. Не знаю, смогу ли я, пока я к этому не пришла.
- Как проходит обычный день спортсмена, если нет соревнований?
- У нас даже если обычный день, всё равно стараемся хотя бы разок потренироваться, потому что когда даёшь себе много отдыха, потом сложно собраться. Например, отдохну день-два, потом у меня и мышц как будто нет, вся какая-то слабенькая. День, когда приезжаешь со сборов, занят обычными делами - отсыпаешься, занимаешься домашними делами, уборкой, особенно после проигрышей Сидишь, что-то вытираешь, моешь и собираешься с мыслями.
- Автографы у вас берут?
- Да, было. Обычно на соревнованиях. Конечно, так на улице не подходят, не просят расписаться. Чаще просят сфотографироваться. Я никогда не пользовалась своим статусом, наверное, скромная. Мне даже тренер говорит: «почему ты такая добрая?». Здесь, в Бурятии меня узнают, говорят: «О! Это наша Ирина!».
- Три личных качества, которые вам мешают?
- Ой, даже не знаю. Возможно, мне мешает как раз моя доброта. Я чересчур какая-то мягкая и я работаю над этим, кстати. Я безотказная, могу приехать и помочь, даже если это мне не удобно. В последнее время стала понимать, что не всегда это хорошо, что иногда нужно ставить выше свои интересы. Стараюсь работать над собой. Я понимаю, что не могу быть жесткой, это, наверное, и мешает мне в жизни.
- На ковре это проявляется?
- Да, на ковре это тоже бывает. Конечно, в прямом смысле я не стою, не жалею соперника, не говорю, что не буду его трогать. Но в каких-то моментах нужно быть сразу агрессивной, начинать жестко, а я как бы выжидаю. Такое ощущение, что только когда меня ударят, начинаю действовать. Старший тренер меня за это ругает, конечно.
Сейчас на чемпионате России в финале со мной боролась девочка из Краснодара Катя Полещук. И на своей первой схватке она травмировалась – у неё болело ребро. Ту схватку она првоела и за выход в финал тоже, но сложно. Даже врачей вызывали на ковёр, схватка периодически приостанавливалась. Она выиграла с остановками и вышла на ковер со мной. Мне Андрей Владимирович перед схваткой сказал, что мол, «смотри, у неё болит ребро». То есть он не говорил, что, давай, «иди и ломай её сразу», а сказал мне не расслабляться, если она начнёт говорить, что что-то болит. А я взяла и наоборот сделала. Во время схватки Катя остановилась и сказала, что у неё болит ребро, а если судья не даёт свисток, то мы должны дальше бороться, а я взяла и тоже остановилась, жду. И мне потом тренер сказал, что в этот момент надо было ей в ноги зайти, никто бы не сказал мне, что я не права, ведь свистка не было. Так что вот, возможно, я потому и проиграла, что ее жалела. Она как бы усыпила мою бдительность, я начала бороться с ней аккуратно, вот так и сказалась моя доброта на ковре. Наверное, почти никто другой не стал бы интересоваться, болит что-то у его соперника на ковре или нет. И у меня никто не спросит в такой ситуации.
- Что вам дала борьба?
- Борьба воспитала во мне стержень. Я очень целеустремленный человек, если передо мной стоят какие-то цели и задачи, я их достигаю. Никогда не брошу на половине пути. Мне кажется, это самое главное, что дала борьба – что я могу брать на себя ответственность. А еще борьба дала мне друзей и знакомых по всей России и других странах, мы все хорошо относимся друг к другу, общаемся в социальных сетях. Благодаря спорту я смогла объездить практически весь мир.
- А кем хотели стать в детстве?
- В детстве я была фантазёркой. Сначала мечтала стать врачом. Потом посмотрела сериал «Секретные материалы», где главная героиня Дана Скалли была агентом ФБР, и начала говорить, что когда вырасту, тоже будут работать в ФБР. В шестом классе, когда я стала заниматься борьбой, был момент, что я и правда думала, что борьба мне поможет стать агентом. Потом еще хотела танцевать, представляла, как выступаю на большой сцене, но в танцы меня почему-то не брали. Фантазерка, я же говорю.
- А какая сейчас у вас мечта и цель?
- Олимпийская медаль. Эта мечта у меня с детства, хочется достигнуть её. Когда нам только транслировали Олимпийские игры, я во все это влюбилась: медаль, венок, флаг родной страны, родного края. Конечно, когда я пришла в борьбу, никаких подобных мыслей не было, это уже потом у меня всё связалось и в голове встала такая картина – я на пьедестале, обязательно с венком, с нашим флагом и играет гимн моей страны. Я ложусь спать с этой мечтой, просыпаюсь с ней, она помогает не опускать руки, преодолевать травмы, горечь от проигрышей. Поплачу, расстроюсь и завтра опять встаю и иду тренироваться. Потому что есть мечта.
- Когда завоюете заветную медаль, что дальше?
- Вот тогда можно и заняться личной жизнью, семьёй. Думаю, это и есть мой план.
- Спасибо за беседу. Мы уверены, что вы добьётесь своей главной мечты и желаем успехов на всех стартах, как на ковре, так и в жизни!
Анастасия Шадрина, Восток-Телеинформ.
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.