В Бурятии состоялась премьера одной из самых грандиозных театральных постановок последних лет - оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (12+). Эта работа поражает не только масштабом затронутой темы, но и великолепным оформлением, а также количеством артистов на сцене. В спектакле участвует не только вся труппа театра, но и талантливые студенты хореографического колледжа, которые с легкостью поют и танцуют наравне со взрослыми исполнителями. Их мастерство и детские голоса добавляют особую атмосферу и глубину этому эпическому произведению.
ПУШКИНСКИЙ ГОД
Спектакль посвящён 225-летию со дня рождения Александра Пушкина. Как говорит музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РСФСР Владимир Рылов, когда год назад в администрации театра решали, как отмечать «Пушкинский год» и чем открывать театральный сезон, возникла идея поставить на сцене нечто грандиозное и классическое. Хотелось масштаба.
- В конце 1980-х годов я дирижировал спектакль «Борис Годунов», в нем были задействованы замечательные исполнители - Ким Базарсадаев, Оля Аюрова. Было ясно: чтобы поднять такую махину, как опера «Борис Годунов», где 9 огромных больших оперных сцен с разными декорациями, с разными костюмами, с огромным количеством персонажей, нужны огромные ресурсы. А в театре мы давно не ставили таких больших спектаклей с нуля, - отметил Рылов.
Спектакль вписали в план и подали заявку на получение гранта, потому что своими силами театру такое не осилить. Вообще, нужно сказать, что получение федерального гранта на постановку для любого театра, для каждого директора, для каждого худрука – вожделенная задача, отметил Рылов.
На этот грант претендовало множество театров по всей стране, но у Бурятии было некоторое преимущество: на что способны в улан-удэнском театре, в Москве хорошо знали по его гастролям. Там видели и национальный балет «Баргуджин Тукум. Земля веры» и оперу Вано Мурадели «Великая дружба».
- Резонанс этих гастролей оказался таким, что вот этот самый вожделенный грант, о котором я вам рассказываю, был направлен сюда, в Бурятию. А это 13 миллионов рублей. Я ушам своим не поверил, когда узнал об этом, - говорит Рылов.
БОРИС ГОДУНОВ
В основу сюжета оперы легла историческая трагедия Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Спектакль повествует о событиях смутного времени на Руси, действие происходит в 1598 - 1605 годах в Москве и на литовской границе, в Сандомирском замке, под Кромами.
Как и все пушкинское произведения, «Борис Годунов» сохраняет свою актуальность до наших дней и призывает к размышлению над процессами, происходящими в наше время. «Борис Годунов» - это многогранная картина эпохи, масштабное сочинение, предполагающее постановку с соответствующими историческими костюмами и декорациями, множеством грандиозных массовых сцен, сопровождаемых монументальной и динамичной музыкой. Колокола первопрестольной и величальная «Уж как на небе солнцу красному», удалая песня беглого монаха «Как во городе было во Казани», страстный любовный дуэт польской красавицы и Самозванца «О, царевич, умоляю!» и всем известная реплика Юродивого «Нельзя молиться за царя Ирода!» Эти и другие шедевры свидетельствуют о богатстве и красоте музыкального мира этой оперы.
Монументальные декорации, созданные главным художником театра Алексеем Амбаевым в творческом союзе с выдающимся театральным мастером, Заслуженным художником РСФСР, Лауреатом Государственной премии СССР Игорем Ивановым, воссоздают на сцене историческую атмосферу и заставляют зрителя задуматься.
3D ДЕКОРАЦИИ И 350 КОСТЮМОВ
За потрясающие декорации с эффектом 3D, которые несколько раз меняются за весь спектакль, отвечает художник-постановщик - Алексей Амбаев. Польский сад сменяется лесной избушкой, а царские палаты столичной площадью и все это - единые полотна, расписанные вручную. Над декорациями трудились декорационный цех и бутафорский, они делали реквизит, разные объемные элементы. Решать, где и как на сцене будут расположены различные объекты, как будет в художественном плане решаться та или иная сцена – это работа Алексея.
- Да, это моя работа, я разрабатываю макет эскиза декорации, описываю сцену и потом по этим размерам рассчитывается каждый сантиметр. Расчеты здесь очень важны, чтобы все смотрелось на сцене гармонично, ничего не выбивалось из общей картины.
Декорации действительно выглядят объемными, как будто смотришь на сцену в 3потому что Извините, что я к вам прицепилась, но вот эти 3D-очках. Такой эффект создается использованием смешанных стилей изготовления декорации.
- Плоское мы пишем как объемное, плюс поддерживаем это объемными элементами декорации. Эти объемные элементы усиливают ощущение, поэтому у зрителей получается впечатление, 3D, - говорит Амбаев.
Над декорациями более 30 человек трудились полгода, хотя подготовительная работа началась еще год назад. Если перевозить получившиеся декорации на гастроли, понадобится минимум две огромных фуры.
И, наверное, еще одна для перевозки костюмов, которых специально для оперы с нуля сшили в количестве 350. Свои костюмы у солистов, у хора и балета. Многие сшиты в двух экземплярах – для обоих составов, для разных солистов. Как отмечает художник по костюмам Татьяна Тышкеева, ткани и фурнитуру подбирали так, чтобы передать через костюмы атмосферу того времени. Ведь в спектакле речь идет о 16 веке, таких костюмов в Оперном театре просто не было, поэтому с началом работы по подготовке «Бориса Годунова» команда дизайнеров и мастеров столкнулась с уникальной задачей - воссоздать исторические костюмы, отражающие дух и стиль той эпохи. Спектакль охватывает период с 1598 по 1605 год и каждая деталь костюмов была тщательно продумана.
По словам Татьяны, для создания костюмов использовались различные ткани, которые сейчас трудно найти. «Мы старались приблизить фактуры и цвета к историческим образцам. Для этого ездили в Новосибирск за тканями, закупали материалы в Иркутске и даже заказывали из Турции», - поделилась она.
Историческая точность была важным аспектом работы. Дизайнеры изучали литературу, смотрели спектакли и исследовали архивные материалы о моде 16 века. «Каждый костюм оказался сложным по-своему. Например, вышивка и использование камней требовали особого внимания к деталям», - отметила она.
Среди всех костюмов самым дорогим стал наряд для коронации Бориса Годунова. «На него ушло больше всего времени и усилий, так как мы создавали три разных варианта костюма для одного персонажа», - рассказала дизайнер.
Работа над костюмами началась в апреле, команда из 12 мастеров активно шила и дорабатывала их вплоть до начала репетиций в июне. Спектакль получился очень зрелищным, каждый костюм стал неотъемлемой частью исторической реконструкции, позволяя зрителям погрузиться в атмосферу 16 века.
- Я в восторге от декораций костюмов! Они настолько впечатляют, а 3D-формат просто завораживает, - поделилась после пресс-показа одна из зрительниц. - И музыка совершенно шикарная, я все три часа провела, не отрывая глаз от сцены. Я не впервые в театре, постоянный зритель, я была на многих постановках, но такую масштабную видела впервые на сцене Оперного театра. Это очень приятно, что у нас на Родине мы имеем возможность посмотреть и послушать оперу практически федерального уровня.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СУБСИДИЯ
Понятно, что все это не может стоить дешево. Бурятский театр оперы и балета получил грант на 13 миллионов рублей от министерства культуры России. Как отметили в министерстве культуры Бурятии, подобные федеральные субсидии выделялись ранее на создание спектаклей «Красавица Ангара» и «Князь Игорь».
Благодаря этим средствам, отметила министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, удалось поставить красивый классический и исторический оперный спектакль с масштабными декорациями. Сразу планировалось, что в постановке эпической оперы «Борис Годунов» будет участвовать вся труппа театра. Директор Бурятского театра оперы и балета Дмитрий Дылыков отметил, что театр отмечает 85-летие и весь сезон пройдёт под эгидой юбилейной даты.
Оперу в этом сезоне можно будет увидеть несколько раз. В конце сентября премьере на сцену вышли ведущие солисты оперной труппы: заслуженный артист России Дамба Занданов ( Василий Шуйский), Саян Цымпилов (Юродивый), Чингис Иванов (Юродивый), Чингис Раднаев (Самозванец), Жамсо Бамбагаев (Самозванец), Маргарита Мартынова ( Марина Мнишек), заслуженная артистка России Билигма Ринчинова ( Ксения ) и другие. Партию Бориса Годунова в первый день исполнил заслуженный артист Бурятии Эдуард Жагбаев, во второй - народный артист Бурятии Намхай Мунхзул.
В октябре на сцену вышел ведущий солист оперной труппы Бурятского театра оперы и балета Александр Хандажапов – он впервые предстал перед публикой в образе Бориса Годунова.
- Я очень рад, что на сцену нашего театра вернулась постановка «Борис Годунов». И, конечно же, для нас, для меня лично очень волнительно исполнять главную партию. Так как в предыдущих постановках партию Бориса исполняли такие корифеи бурятской вокальной школы, как Ким Иванович Базарсадаев, Саян Владимирович Раднаев. Это очень ответственно,- поделился Александр Хандажапов. - Партия Бориса Годунова очень сложная как в вокальном, так и в актерском и эмоциональном плане. Потому что за три часа приходится прожить целую гамму чувств. Это от коронации до кончины Бориса, - отметил оперный певец.
ВРЕМЕННОЙ ПОРТАЛ
Спектакль идет почти три часа, но время совсем не ощущается, словно попадаешь во временной портал. «Время протекает во время спектакля очень незаметно и быстро. Почему? Потому что это удивительная музыка, удивительное исполнение, - говорит министр культуры Бурятии Соелма Дагаева. - Все наши солисты преобразились в этом спектакле. Еще очень хочется отметить хор. «Не казнь страшна, страшна твоя немилость» и «Обидели юродивого, отняли копеечку» - эти известные сцены прозвучали в исполнении наших солистов, нашего хора, нашего оркестра. Я вышла полностью воодушевленная. Это божественно!».
Спектакль хорошо приняли критики. «Была проделана огромная работа постановщиками, певцами, музыкантами. Состоялся большой красивый спектакль. Но за этой красотой есть еще и смысл. Знаю, что Владимир Алексеевич сделал ряд своих добавлений, сделал по сути, свою собственную редакцию. Всё получилось, на мой взгляд, органично, всё вписалось в контекст общего смысла, общего сюжета. Я очень рекомендую прийти на эту оперу. Поздравляю, Бурятский театр с такой несомненной удачей», - отметил музыкальный критик Георгий Ковалевский.
Зрители тоже в восторге. На пресс-показ новой оперной постановки смог попасть мужчина из Хабаровска – дирижер военного оркестра. Так вышло, что он в Улан-Удэ впервые и ему постановка очень интересна, в том числе, в профессиональном плане. Он окончил колледж искусств в Хабаровске и консерваторию в Нижнем Новгороде, в Бурятии по работе, но рад, что ему удалось попасть на такой интересный показ.
- Очень понравились декорации и костюмы, высокий профессионализм дирижера, - отметил он.
А на премьере в зале можно было увидеть и взрослых зрителей и подростков, много молодежи. Вообще, в последние годы в Бурятии отмечают рост интереса к театрам, что подтверждается аншлагами на спектаклях. Многие связывают это с обновлением театров, улучшением качества спектаклей. К работе над постановками приглашают столичных специалистов, партии исполняют знаменитые в Бурятии и за ее пределами певцы, как оперные, так и эстрадные. В театр пришли современные спецэффекты и качественное освещение, совсем другим стал звук. Сегодня спектакли это уже не «скучная интерпретация классических пьес», это гораздо больше: это целое шоу, за которым стоит громадная работа множества людей. Поэтому на спектакли приходят снова и снова, ожидая от сцены вдохновения и впечатлений. И «Борис Годунов», без сомнения, дает их с лихвой.
Марина Денисова, Восток-Телеинформ
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.