Ее картины из камня известны далеко за пределами Бурятии. Они есть в коллекциях Патриарха всея Руси Кирилла, Далай Ламы IVX, президентов Монголии и Татарстана, Епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия и многих других. Каждая картина Татьяны Комович - своего рода мини-коллекция минералов Бурятии, техника создания разработана самим автором. В мастерской этого малого предприятия, ставшего одним из лидеров конкурса «Достояние республики» побывал корреспондент ИА «Восток-Телеинформ.
Бурятия является промышленно-аграрной республикой – продукция, которая выпускается такими флагманами бурятской экономики, как Авиазавод или Бурятмяспром, широко известна за пределами региона. Но значительный вклад в экономику республики оказывают и малые предприятия и индивидуальные предприниматели. К числу таких относится мастерская по производству картин из минералов Татьяны Комович. За 17 лет работы она изготовила более 200 тысяч панно, которые пользуются большой популярностью не только у местных жителей, но и у гостей столицы Бурятии. В качестве подарков и сувениров картины забирают с собой туристы из многих стран мира, благодаря чему республика становится известна не только как родина вертолетов и знаменитой тушенки, но и талантливых мастеров.
Бизнес с нуля
Идея открыть свое небольшое дело появилась у Татьяны Викторовны еще в девяностых годах. Комович получила педагогическое образование, работала художником-оформителем и учителем рисования в школе, но мечтала всегда о большем – делать что-то свое и совершенно уникальное. При этом так, чтобы это еще и приносило доход. Становление бизнеса пришлось на очень сложный период - как в жизни страны, так и самой Татьяны Викторовны. В это время она только переехала в Бурятию из Читинской области, сняла небольшую квартиру, где жила с двумя маленькими детьми. Как вспоминает сама Комович, было тяжело: зарплаты педагога едва хватало, чтобы свести концы с концами. Нужна была идея.
- Однажды я увидела картины из камня, привезенные с Урала. Долго не могла понять технологию изготовления. Литературы пои изготовлению таких картин не было, учиться было негде, а художники, которые привозили в Бурятию подобные картины, своих секретов, конечно, не раскрывали. И я решила попробовать сама.
Здесь помогло и образование и умение рисовать и опыт работы оформителем. Первыми материалами Комович были толченый кирпич, уголь, песок и немного мраморной крошки. Затем ассортимент все расширялся. Сейчас в своих работах она использует и ломаные (дробленые, необработанные) камни, и резаные полированные каменные пластины, и галтованные (пропущенные через специальный галтовочный барабан с различными абразивами). Но наиболее интересным, хотя и самым трудоемким способом подготовить материал для работы, является дробление. В этом случае камни сначала ломаются вручную большой кувалдой, потом толкутся в специальной ступе или в дробильной машине, а затем просеиваются через многоярусное сито. В конечном итоге мастер получает каменную крошку различных фракций: состояния муки, соли, сахара, и далее по нарастающей. Все они могут применяться в пределах одной картины.
Байкальские камни
Технологию, которой Татьяна создает свои шедевры, она назвала «аппликация». Суть ее заключается в том, что камни наносятся на полотно постепенно, слоями, создавая при этом объемный эффект. Начинает с пыли, для изображения дальних планов. Для предметов на переднем плане использует более крупные камни, по нарастающей. Готовое полотно обладает «эффектом 3D», за что ее работы особенно ценят.
Сейчас каждое панно Татьяны Комович – это своего рода коллекция минералов и пород, находящихся в недрах Бурятии, песка и камней с берегов Байкала. Впрочем, поскольку встретить минерал чистого голубого или чистого красного цвета трудно, стоят они недешево и редко встречаются в одном регионе, приходится расширять рынок поставщиков. Если когда-то это был обычный кирпич и песок, то теперь Комович работает и с другими странами – что-то ей привозят в подарок, что-то она покупает или выменивает. Каменные запасы в мастерской Татьяны Комович насчитывают более сотни наименований: нефрит, лазурит, сердолик, чароит, аквамарин, турмалин, агат, слюда, жадеит, малахит, хромдиопсид, мрамор, яшма, амазонит, серафинит, гелиодор и так далее. Добываются они в недрах Бурятии, Забайкальского края, Иркутска, Якутии, Урала и других регионов России. Коллекцию дополняют красивые камни, привезенные из Монголии, Мозамбика, Зимбабве, Ботсваны, ЮАР, Мадагаскара. Камень может быть и драгоценным, и полудрагоценным и поделочным. Самое ценное из камней уже забирают ювелиры, а все что остается после них, лом, крошку, скупают такие мастера, как Комович.
Стоит отметить, что техника создания картин каменной крошки существовала, например, в древней Африке, где использовали песок, которого на этом континенте много, разного калибра и разных оттенков. Промысел существует там и в настоящее время, и направлен в основном на туристов, которые покупают такие картины как оригинальный сувенир и увозят к себе на родину. Сейчас такие мастера на вес золота – слишком много нюансов в этом деле. Трудно представить, насколько трудоемким является процесс создания одной такой картины. Как тщательно подбирается каменная крошка по цвету, чтобы отобразить всё многообразие оттенков, с какой точностью определяется месторасположение каждого камешка.
Главное – не бояться
Однако одно дело создать продукт, совсем другое – суметь найти для него рынок сбыта. По словам Татьяны Комович, для любого начинающего предпринимателя-изготовителя именно реализация самая большая проблема. Здесь неминуемо встает вопрос – либо как-то пробовать продавать самому, либо обратиться к посредникам. Последние, конечно, хорошо разбираются в торговле, но часто, говорит Комович, завышают цены в магазинах на 50-300%, что отпугивает покупателей. Свои первые картины мастер выставляла в уличной галерее на улице Ленина, затем здесь же в Художественном салоне. Ее работы стали пользоваться спросом, о ней узнали и стали приглашать на выставки камнерезного искусства в Иркутск и Москву. Так постепенно Комович вышла на рынок, где теперь ее имя хорошо известно не только в Бурятии, но и за ее пределами. Способствует этому, во многом, развитие современных технологий и Интернета: большую часть картин теперь приобретают именно там, да и заказы, благодаря всемирной паутине, приходят из самых разных уголков страны.
Как признается сама Комович, художникам заниматься предпринимательством очень трудно, особенно, если нет нужного образования и часто не хватает знаний. Однако эти проблемы можно преодолеть, уверена она. Как поделилась художница, самый главный шаг в начале пути к открытию своего бизнеса – разработка соответствующей финансовым возможностям идеи, которая ляжет в основу будущего дела. Тут неважно, что это – картины из камня, вышивание крестиком, изготовление глиняной посуды, да хотя бы плетение украшений из бисера.
- Если у человека тяга к чему-то, желание заниматься именно этим ремеслом, не нужно бояться, нужно начинать, пробовать, обязательно что-нибудь получится. Научиться можно только с опытом, со временем, - советует будущим мастерам-бизнесменам Камович. - Когда я начинала, было просто нереально тяжело. Не был еще изучен ни рынок, ни покупатели, ни их потребности и вкусы, я была, можно сказать, бизнесменом-самоучкой, до всего приходилось доходить самой. Раньше брала в помощники бухгалтера, потом выросла дочь Кристина и с документами стала помогать мне она. Сейчас мы вместе ведем статистику, отслеживаем, сколько и каких картин продаем за туристический сезон, высчитываем спрос, чтобы иметь понимание, что нужно людям и какой объем работ готовить к сезону.
Да и налоговое законодательство за последние десять лет сильно изменилось – сейчас малый бизнес может претендовать на различные гранты и субсидии, чего раньше либо не было совсем, либо было слабо развито.
- Так что если решили открыть свое дело – пробуйте, - говорит Комович.
Ольга Дмитриева, ИА «Восток-Телеинформ».