1300 жителей Бурятии приняли участие в общественных слушаниях по строительству монгольских ГЭС – общественные консультации прошли с 20 по 31 марта в десяти населенных пунктах республики. Сегодня, 31 марта, на заключительных слушаниях в Улан-Удэ министр природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов выразил монгольской стороне благодарность за то, что те провели всю процедуру в соответствии с международными стандартами. По его словам, обеими сторонами слушания признаны состоявшимися на высоком уровне, в соответствии с законодательством РФ, Монголии и стандартами Всемирного банка.
- Вопрос этот для РФ очень сложный, - отметил Сафьянов. - Бурятия уже 22 года находится в маловодном периоде, вопрос ГЭС в Монголии не может нас не беспокоить, потому что все последствия маловодного периода мы уже сейчас можем видеть своими глазами – понижение уровня озера Байкал, исчезновение воды в колодце и скважинах у местного населения.
От российской стороны краткие итоги консультаций подвел заместитель руководителя – начальник отдела водных ресурсов по Бурятии Енисейского бассейнового водного управления Валерий Молотов. Этим вопросом стороны, Россия и Монголия, занимались с 2015 года и в итоге согласовали проведение общественный слушаний по проектам техзаданий на разработку региональной экологической оценки и ОВОС, при этом изначально должны были отражены в этих ТЗ совокупное воздействие всех ГЭС – в первую очередь, на Эгийн-Гол. Результаты всех консультаций будут отработаны проектной организацией, и станут предметом обсуждения на официальных двусторонних встречах России и Монголии, подчеркнул Молотов. «Поэтому это очень важные слушания, они позволят обеим сторонам найти правильное решение по вопросу», - отметил он.
Директор Департамента землепользования Ш. Мягмар рассказал, что основной задачей монгольской делегации было доведение детальной информации до населения Бурятии о ГЭС «Шурэн» и проекте регулирования стока реки Орхон.
- Для нас это был первый опыт проведения консультаций за рубежом, в другом государстве, - признался Мягмар. - На этих консультациях работала группа Всемирного банка, они наблюдали за процессом, чтобы он прошел в соответствии со всеми требованиями.
Как сообщал ранее Восток-Телеинформ, «Орхон-Гоби» позиционируется Монголией как проект водоснабжения, он предусматривает отвод воды из реки Орхон, притока Селенги, и ее переброску по системе трубопроводов в южную часть пустыни. Г-жа Ариунчимэг подчеркнула, что в Монголии наблюдается истощение подземных водных ресурсов на фоне растущего потребления воды, обусловленного развитием горной промышленности. Концепция переброски воды в Гоби обсуждалась еще в 1986 году, в 2008 году было разработано предложение по реализации проекта, но детальные технические и экологические исследования проекта не проводились. Проектом предлагается строительство плотины и водозаборных сооружений в 300 километрах от Улан-Батора и 873 километрах от озера Байкал. Строительство плотины (высотой 70 метров, длиной гребня 300 метров, общим объемом тела плотины 675 тысяч кубометров, объем водохранилища 730 тысяч кубометров) подразумевает и строительство ГЭС мощностью 30 мегаватт для энергоснабжения северной части Монголии. Отметим, в ходе слушаний о строительстве ГЭС на Орхоне не говорилось почти ничего, а упор Монголии предпочла сделать именно на нехватку воды.
Основная цель проекта Шурэн – восполнение дефицита электроэнергии Монголии и обеспечение электроэнергией крупных проектов в горнорудной сфере – например, разработку угольных месторождений. Здесь также предполагается строительство плотины из укатанного бетона высотой в 65 метров и длиной гребня в 1,2 километра с водохранилищем объемом 4,5 миллиарда кубометров. Ни тот ни другой проект пока не начали реализовываться. Как отмечается в документации слушаний, региональную экологическую оценку планируется провести как два этапа одного проекта, причем РЭО станет основой для принятия решения. При этом, отмечается в документах, «должны быть учтены кумулятивные воздействия на бассейн реки и уязвимые объекты, например, Байкал». Также монгольская сторона обещает учесть все действующие планы по работам в бассейне реки, включая стрессогенные виды деятельности, такие как горные работы.