Эта проблема не обошла стороной и Бурятию: в центральных районах республики энергетики отмечают рост потребления электроэнергии. Так, объем переданной электроэнергии по сетям ОАО «Бурятэнерго» за 9 месяцев 2006г. составил 2,432 млн. кВт.час, что превышает аналогичный показатель прошлого года на 104 тыс. кВт.час. Увеличивается и подача тепла: с начала года ОАО «Территориальная генерирующая компания № 14» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отпустила тепла больше на 1,01%. Как отмечают сами тепловики, рост отпуска электроэнергии связан с длительным периодом низких температур в начале года и подключением к централизованному теплоснабжению новых потребителей, а значит с увеличением теплопотребления. За десять месяцев 2006 года отпуск тепловой энергии увеличился с 4,747 до 4,810 тысяч Гкал, то есть больше почти на 64 тыс. Гкал.
Кто-то может сказать: ведь экономика-то развивается, ей мощности нужны, вот от этого и все перегрузки. Однако, это не совсем верно: отчасти такая ситуация – результат того, что в нашей стране практически не реализуются мероприятия по сбережению электроэнергии, а людям проще открыть форточку, чем установить на батарею кран, с помощью которого можно было бы дозировать подачу тепла. Между тем энергосберегающие технологии уже давно и успешно развиваются во всем мире.
Назад, к печам?
Как рассказал нам исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии РФ Игорь БАШМАКОВ, собственно энергоэффективной Россия являлась только до революции 1917 года, после которой была озвучена и затем торжественно воплощена в жизнь идея «электрификации всей страны». Дело в том, что русская печь, которой отапливались дома до ХХ века, имеет КПД 33%, а камины, царившие в жилищах западноевропейских стран и США – только 8-10%. Основная часть населения России жила в то время в деревне, промышленность была примерно одинаковой по энергоэффективности, тем более что предприятия заимствовали западные технологии.
Сегодня в списке десяти самых неэнергоэффективных стран мира Россия соседствует с Нигерией, Танзанией, Никарагуа и Северной Кореей. «Энергоемкость нашего валового внутреннего продукта в 2,3 раза выше среднемировой, а в любой стране с централизованной, плановой экономикой энергоемкость всегда, как минимум, в 2 раза выше, чем в экономике с аналогичными параметрами климата, территорией, населением, но с доминантой рыночных сил», - отметил БАШМАКОВ.
С 1992 по 2005 годы энергоемкость в стране снижалась на 4-6% в год. Но происходило это, в основном, потому, что шла «вторичная» загрузка производственных мощностей, которые были созданы еще в советское время. Однако в 2005 году расти в эту сторону стало уже некуда и кривая неэнергоэффективности медленно, но верно поползла вверх. В большом числе отраслей (черной и цветной металлургии, химической промышленности) все эти возможности были исчерпаны и образовавшийся дефицит газа и электрической мощности сдерживают экономический рост.
К тому же последние 5 лет в стране динамично увеличивался объем добычи нефти (цены на которую на международных рынках постоянно росли), но последние два года прирост добычи нефти и газа идет очень низкими темпами – 0,5-2% в год. Наряду с этим начали снижаться и цены. «По моему прогнозу в 2008-2009 годах цены на нефть «упадут» до 30-40 долл. за баррель, а цены за тысячу кубов газа установятся на отметке 140-200 долларов, что существенно ниже нынешних цен. Тем не менее, нефтегазовый сектор экономики, который является главным двигателем роста спроса на энергоресурсы, все-таки будет развиваться достаточно динамично – на 5-6% в год. Именно развитие нефтегазового сектора будет определять дополнительный рост спроса на энергию», - пояснил Игорь БАШМАКОВ.
Низкая энергоэффективность - это не просто лишние деньги, которые переплачивают компании, и даже не просто нехватка энергии, из-за чего даже в мегаполисах проводятся «отключения в целях экономии». Эта проблема стала барьером экономического роста: энергоресурсы просто не могут его обеспечить, а не будет энергии – замедлится рост экономики. Однако это совсем не означает, что срочно нужно устанавливать в домах печи и «переходить на дрова». Существуют способы экономии без ущерба для комфорта.
Можно ли экономить электричество без его отключения
Еще в 2003 году в России была принята энергетическая стратегия, в которой рассчитывались планы потребления основных энергетических ресурсов на длительный период. Однако прогнозы стратегии оказались ошибочными: уже в 2004 году в стране потреблялось столько газа, сколько было «предсказано» на 2020 год. Электропотребление росло примерно в два раза быстрее, чем это было определено энергетической стратегией. «Оказалось, мы просто не умеем прогнозировать спрос на наши энергоносители. У нас уже стоит вопрос: пускать газ на экспорт или реализовывать внутри страны? Какая мера обеспечит более высокий экономический рост? Эта проблема связана с внутренней экономической безопасностью страны», - отметил БАШМАКОВ.
Особенно это положение заметно в системе ЖКХ: много котельных с очень низким КПД, устаревшие тепловые сети, большое количество ветхого жилья. Сегодня много говорится о национальном проекте «Доступное жилье»: можно строить какие угодно планы, но если существуют ограничения по теплу, электричеству, воде – сколько можно возвести домов? Поэтому на плечи строителей ложатся дополнительные траты, что поднимает стоимость квадратного метра, увеличивает тарифы. В крупных городах уже давно внедрена методика строительства «энергоэффективных зданий»: затраты на энергоэффективность приведут к удорожанию жилья максимум на 10%, в то же время такие здания позволяют существенно экономить электроэнергию. В той же Москве за последние годы таким способом экономят до 3,45 млн. тонн условного топлива (10-15% от общего объема).
«Наша промышленность очень неэффективна с точки зрения энергии. Специальных программ, поддерживаемых федеральным правительством или субъектами федерации, нет. Крупным предприятиям они и не нужны, а вот средним и мелким необходимы. Подобные программы давно реализуются в США, Чехии, Голландии, Южной Корее, Японии. Там поступают просто: выдают гранты на разработку программ повышения энергоэффективности.
Неэнергоэффективность сказывается и на бюджетах всех уровней. Все издержки «аукаются» на тарифах и в результате их роста снижается собираемость платежей среди населения, муниципальные бюджеты все увеличивают статьи расходов на оплату коммунальных услуг для предприятий бюджетной сферы. Хотя и здесь есть положительные примеры: одна из школ в Архангельской области только за счет решения организационных вопросов (утепления окон, дверей и чердачных помещений) экономит порядка 61% электроэнергии и 33% топлива.
Можно существенно, практически на 50%, снизить расходы на оплату счетов за электричество и в обычной городской квартире. Причем сделать это можно не за счет постоянного выключения света во всех комнатах и отказа от пользования благами цивилизации: можно оснастить квартиру эффективными электробытовыми приборами (теми же энергосберегающими лампами накаливания, холодильниками).
Кстати: если заниматься повышением энергоэффективности на уровне федерации, то можно высвободить до 267 млрд. кубометров газа и 400 с лишним млрд. киловатт-часов.
Ну и что мешает?
- Во-первых, недостаток мотивации, - считает Игорь БАШМАКОВ, - приведу примеры. Допустим, директор школы модернизировал систему освещения, утеплил окна, двери, чердак, подвал, установил энергоэффективное водопотребляющее оборудование. Сэкономил при том на электричестве, тепле и воде, но на будущий год ему просто урежут финансирование и все сэкономленные средства останутся в бюджете. Или, предположим, на предприятии ЖКХ установили новую котельную с КПД 90%, заменили тепловые сети и добились снижения издержек до 10-20%. Но процедура тарифообразования базируется на затратах, и предприятию будут назначены новые тарифы, которые нивелируют всю экономию. Вот и получается, что мотивации к снижению затрат нет.
Во-вторых, это банальный недостаток финансовых ресурсов и «длинных денег». Можно сколько угодно кивать на западные страны, где на радиаторах устанавливаются термостатические вентили и распределители, утепляются фасады жилых домов. Но не надо забывать, что у них на проведение этих работ можно получить кредит в банке на 30 лет под 3% годовых. В-третьих, у нас нет скользящего графика поставки тепла, объем которого варьировался бы в зависимости от колебаний температуры за окном. Утеплением квартир и домов никто не занимается: многим проще открыть форточку или включить обогреватель, а некоторые даже не знают о существовании энергосберегающих ламп.
Ну и самая главная причина в том, что на уровне правительства проблема энергоэффективности пока стоит не на первом месте. В РФ была программа, которая называлась «Энергоэффективная экономика». Однако, по словам Игоря БАШМАКОВА, на цели энергоэффективности в бюджете этой программы предусматривалось только 4%, остальные деньги шли на обеспечение ядерной безопасности, строительство распределительных газовых, нефтяных сетей и так далее. В действительности в 2004 и 2005 годах из федерального бюджета на цели энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве в перерасчете на одного гражданина страны было выделено 3 (три) копейки.
«У нас нет соответствующей нормативно-правовой базы. В 1996 году был принят закон об энергосбережении, и тот содержал лишь 17 статей самого общего плана. В принципе, закон подразумевал, что хорошо бы, если бы кто-то, где-то и когда-то начал заниматься энергосбережением. А в тех же США, начиная с 1973 по 2005 годы, было принято 20 законодательных актов, регламентирующих деятельность по повышению энергоэффективности в условиях рыночной экономики. Определены даже такие мелочи, как объем сливного бачка! У нас нет подобных законов и нет специальных программ», - отметил исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии РФ.
И, тем не менее, проводить работу в этом направлении необходимо. То, что сами тепло-и энергопроизводящие предприятия могут быть не заинтересованы в реализации программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, - миф. Как отметили в распределительной сетевой компании ОАО «Бурятэнерго», производители тепла и электроэнергии в этом, напротив, заинтересованы. В компании отметили: «Некоторые регионы России уже столкнулись с дефицитом электроэнергии в период максимума нагрузки. По данным специалистов в этой области, в России жилой сектор способен на 40% уменьшить потребление тепла и электроэнергиии. Простые действия человека по экономии электроэнергии значительно снижают возможность возникновения аварий и ограничений. А ведь, для того чтобы ликвидировать последствия аварии или восстановить оборудование необходимо отвлекать денежные средства, которые можно было бы направить другие нужды. Какая же тут "незаинтересованность"?!»
Марина ИВАНОВА, Экономический вестник Бурятии
Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.