«Учёные убедительно критикуют, но ничего не отвечают на вопрос о том, что же делать уже сейчас? При этом я не видел, чтобы учёные опровергали многократно приведенное утверждение об отсутствии в мировой практике промышленных технологий, обеспечивающих выполнение нормативов 2010 года», - говорит общественник Александр Васильев.
«Да простят меня сторонники авторов этих писем, но поневоле возникает вопрос: а не стоит ли за всеми их доводами только желание и далее годами получать финансирование на бесконечное проведение научно-исследовательских работ и их столь же бесконечное обсуждение на бесчисленных симпозиумах? Я не эколог, мне сложно разобраться во многих вопросах, поднимаемых учёными и общественниками, но мне кажется, что лучше уже сегодня делать то, что уже придумано, чем пассивно ждать того, что, может быть, придумают завтра», - так он комментирует ситуацию с очистными сооружениями и нормативам Минприроды.
Как сообщал ранее Восток-Телеинформ, в марте 2018 года Минприроды РФ внесло на рассмотрение изменения в свой ведомственный приказ №63, который регулирует нормативы для сбросов очистных вод в Байкал. Строительство очистных, соответствующих предлагаемым обновленным нормам, позволит качественно улучшить показатели сточных вод на Байкальской природной территории. При этом предлагаемые нормативы остаются самыми жесткими в России, а также гораздо жестче, чем в ЕС. Корректировка приказа часть требований ужесточает (по содержанию фосфатов, цинка и азота аммония), по части - снижает (по сульфатам, хлоридам и тяжелым металлам). Однако при этом в них не учитывается естественный природный фон и содержание веществ в реках. Предлагаемые нормативы были обсуждены в ходе Научно-технического совета в Минприроды РФ, состоявшегося в марте 2019 года. В ходе совета подавляющее большинство участников высказалось за необходимость пересмотра нормативов. Участники отметили обоснованность норм, предлагаемых БИП СО РАН как с научной точки зрения, так и с точки зрения практической достижимости.
Главная мысль инициаторов снижения требований к очищенным стокам:
Из-за завышенных норм невозможно приступить даже к проектным работам: соответствующих технологий для обработки 350 тысяч кубометров в сутки в мире не существует. Так что с 2010 года, когда был принят этот приказ №63 Минприроды РФ, на Байкальской природной территории не было построено и введено в строй ни одного очистного сооружения, которое смогло бы соответствовать требованиям этого документа. На сегодня очистка ведётся только на объектах, построенных в 1975-1980 годах, по старым нормативам, принятым с учётом технологических возможностей того времени. Эти очистные сооружения требуют серьезной модернизации, которая также невозможна в рамках действующих завышенных требований.
«В действующем приказе №63 содержатся объективно недостижимые сейчас нормативы. Таких технологий нет ни в Российской Федерации, ни в мире, - пишет Васильев. - Без приведения этих показателей к реальной жизни, мы навсегда останемся фантазерами. Уточненная версия приказа содержит скорректированные с точки зрения текущей реальности нормативы. И они действительно соответствуют самым лучшим и доступным мировым технологиям, которые сегодня есть в нашем распоряжении. Это позволит строить современные очистные сооружения на Байкале. Важно отметить, что эти обновленные нормативы в десятки раз жестче, чем любые другие нормативы по водостокам в России. С их принятием Байкал будет защищен гораздо лучше, чем любые другие водоемы в мире».
Предлагаемое учеными решение смягчить нормативы просто и понятно, пишет Васильев: лучше максимально очищать стоки используя те технологии, какие уже имеются в мире, чем сбрасывать стоки вообще без очистки в ожидании технологий будущего.
«Возражения противников, изложенные в письме Валентина Пармона, вроде бы понятны, но не содержат ответа на главный вопрос: а как это сделать? Уважаемый академик в письме указывает на «возможность активных, не требующие больших финансовых вливаний действий без изменения существующих нормативов. Но при этом, отмечает общественник, так и не раскрывает сути этих самых «активных» и недорогих действий. Письмо же директора ГИН СО РАН кроме указаний на «противоречивость» проекта приказа №63 вообще не содержит никаких предложений», - отмечает общественник.