Установление границ водоохранной зоны Байкала не ведет к нарушению прав жителей прибрежных населенных пунктов, - так ответил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Семен Леви инициативной группе граждан, проживающих на территории Республики Бурятия. Как сообщает Минприроды России, ранее в министерство поступило коллективное обращение, «в котором представители общественности указали на якобы имеющее место нарушение прав в связи с утверждением границ водохранной зоны озера Байкал».
- Кроме того, в целом ряде СМИ опубликована информация о требованиях отдельных представителей Республики Бурятии отменить распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2015 года №368-р, устанавливающее границы водоохранной зоны озера Байкал, совпадающей с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Данная информация не соответствует действительности, - отметили в пресс-службе МПР.
В министерстве пояснили, что утвержденные распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2015 года границы водоохранной зоны озера Байкал, действительно, практически совпадают с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории (БПТ). Вместе с тем, режим водоохраной зоны не устанавливает запрет на земле- водо- и иное природопользование, в том числе и на оборот земельных участков, расположенных на таких территориях, а также не ограничивает право на рыбную ловлю, выпас сельскохозяйственных животных, распашку земель, деятельность, связанную с лесозаготовкой и переработкой древесины.
- Водным кодексом РФ установлен запрет на размещение в границах водоохранных зон новых кладбищ, скотомогильников, автозаправочных станций и станций технического обслуживания. Вместе с тем законодательство не содержит запрета на эксплуатацию кладбищ, скотомогильников, автозаправочных станций и станций технического обслуживания, которые введены в эксплуатацию до вступления в силу пункта 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ (то есть до 1 января 2007 года), - отметили в МПР.
В границах водоохранных зон, сообщает пресс-служба Минприроды, допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины запрещена, однако граждане вправе заготавливать древесину в установленном порядке для собственных нужд.
Между тем, напомним, инициативная группа жителей Бурятии, собрав 7 тысяч подписей, добивается отмены распоряжения №368-р. По словам членов инициативной группы, о распоряжении жители, например, поселка Усть-Баргузин «узнали на сельском сходе и были в шоке». Как отмечают в администрации населенного пункта, это распоряжение практически «поставило крест на планах развития». Представители инициативной группы жителей берега Байкала в Москве побывали в Госдуме, Совете Федераций, в Министерстве природных ресурсов, у генерального прокурора, на федеральном телеканале и в приемной президента России. По словам Шелковниковой, представитель президента людей «выслушал и предварительно вынес решение, что это варварское, неграмотное распоряжение и нужно решать вопрос о его отмене». Одновременно в Госдуму внесен проект закона, направленный на совершенствование законодательства об охране озера Байкал в части закрепления в нем особого порядка использованию территории водоохраной зоны.
Как отмечают региональные власти, распоряжение жестко ограничивает население в правах и налагает ряд запретов. В частности, на утилизацию отходов, строительство новых кладбищ (в планах у поселений их - 11), на движение и стоянку транспортных средств в лесной зоне, что ограничивает работы по лесовосстановлению и лесоохране.