На одной из ближайших сессий Народного Хурала Бурятии депутаты рассмотрят кандидатуру на пост президента республики. Скорее всего, отмечают в БРО «Единая Россия», кандидатура будет рассмотрена на июньской сессии парламента, при этом председатель комитета НХ РБ по государственному устройству, местному самоуправлению и вопросам государственной службы Анна Скосырская не исключила, что будет назначено внеочередное парламентское заседание.
В соответствии с законом «О политических партиях», предложения по кандидатурам на пост главы региона президенту России вносит политическая партия, набравшая большинство на последних выборах в законодательный орган. В Бурятии это, как и в большинстве регионов России, - «Единая Россия». Накануне партия представила Дмитрию Медведеву список из трех имен – столько, сколько требуется по закону. На пост главы республики она предложила действующего президента республики Вячеслава Наговицына, заместителя председателя правительства Бурятии Петра Носкова и генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Икат-плюс» Бато Очирова.
Теперь, в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», президент России должен выбрать из трех кандидатов одного и представить его фамилию для рассмотрения депутатам Народного Хурала. Законодательный орган должен будет принять решение в течение десяти дней после внесения представления. Вопрос решается тайным голосованием, кандидатура будет считаться утвержденной, если за нее проголосует не менее половины народных избранников, то есть, минимум, 34 человека.
Если оценивать выдвинутых кандидатов, отмечает политолог Эрдэм Дагбаев, то больше шансов конечно у действующего президента, который «положительно себя зарекомендовал». Представители бурятских региональных отделений партий также сходятся во мнении, что наибольшие шансы попасть на утверждение парламента у Вячеслава Наговицына. Причем фракции его кандидатуру в большинстве своем намерены поддержать.
- Шансы действующего президента высокие, - отметил секретарь регионального политического Совета партии «Единая Россия» Владимир Павлов, - мы знаем его работоспособность, мы знаем, что он много сделал для развития республики, и он обязательно станет главой, если даже будут прямые выборы. Мне есть, с чем сравнивать: за последние годы увеличилась поддержка сельского хозяйства, оно сейчас финансируется лучше, чем в 90-е годы, ему много удалось сделать по 350-летию (вхождения Бурятии в состав России, - ред), это его большая заслуга, что он смог решить с правительством и президентом России вопрос о выделении для Бурятии огромных средств, которые исчисляются миллиардами рублей.
Таким образом, фракция ЕР, конечно же, кандидатуру Наговицына поддержит. Не придется рассчитывать Вячеславу Наговицыну, равно как и любому другому в данной ситуации кандидату «Единой России», на поддержку коммунистов. По словам депутата НХ РБ, члена фракции КПРФ Сергея Будажапова, у него такой подход к важнейшему для республики вопросу вызывает удивление.
- Вообще я усматриваю в этом противоречие федеральному закону, который вступает в силу с 1 июня, - отметил он. - Опять складывается ситуация, когда слова расходятся с делом. В соответствии с новым законом, в октябре в Бурятии должны были пройти выборы. Пусть все эти три кандидата, в том числе действующий президент, участвуют в них, пусть выйдут на суд избирателей, и отстаивают свое право возглавлять республику. А тут получается, что за нас решает «Единая Россия». Я не сомневаюсь, что отделения политических партий в республике скажут свое слово и причем, выступят однозначно против решения правящей партии. Не по конкретной кандидатуре, а в целом, по принципиальному вопросу, выступят за возврат выборов.
Впрочем, в отделениях других партий пока не видят причины для негодования или активных протестных действий. Как отметил лидер БРО ЛДПР Игорь Бобков, кандидатура Вячеслава Наговицына является «не такой уж и плохой» и если ее предложат, то фракция ЛДПР поддержит. Да, отмечает Бобков, экономического чуда ни Наговицын, ни кто другой в республике создать не сможет, но, вместе с тем, для республики он не сделал ничего плохого. При этом, по мнению Бобкова, кандидатуры Носкова и Очирова, «добавлены только для процедуры».
- К нему, - отметил Бобков, имея в виду Вячеслава Наговицына, - есть много пожеланий, напутствий, мы бы хотели, чтобы он к ним прислушался и их выполнил, потому что они не лишены жизненного смысла и смысла всего социального распределения в нашей республике. Я имею в виду социальное распределение финансовых федеральных и республиканских средств.
В «Справедливой России» по этому поводу также царят умеренные настроения. Так, справоросс Владимир Гейдебрхт не скрывает разочарования по поводу решения провести смену главы Бурятии методом назначения, отмечая, что ожидал всенародных выборов и большего разнообразия кандидатур.
- Но всех (представленных Д.А Медведеву, - ред) кандидатов я хорошо знаю, но, при всем уважении к Носкову Петру Лукичу и Очирову Бато Ламуевичу, мне кажется, что наибольший потенциал, все-таки, имеет наш действующий президент, и я его буду поддерживать из трех кандидатов.
Впрочем, по мнению экспертов, не все так однозначно: хотя сам Вячеслав Наговицын неоднократно заявлял, что связывает свою дальнейшую судьбу с Бурятией, по неофициальным данным, он вполне может возглавить федеральное ведомство – например, министерство по делам национальностей, которое будет образовано в результате деления министерства регионального развития. В случае назначения Вячеслава Наговицына на федеральную должность, место главы республики автоматически освободится, и можно будет ожидать внесения на утверждение депутатов бурятского парламента другой кандидатуры. Тогда вся ситуация с выдвижением списка кандидатов может оказаться не более, чем прикрытием и стремлением удержать контроль над регионом: на прямых выборах, в отсутствии кандидатуры Наговицына, неплохие шансы на победу в Бурятии имели бы коммунисты во главе с Вячеславом Мархаевым. Вряд ли федеральный центр это допустит.
Марина Денисова, ИРА «Восток-Телеинформ»