Очередная сессия Народного Хурала Бурятии обошлась без сенсаций: отставки правительства, истории о которой активно рассказывались накануне парламентского заседания, не случилось, принятие отчетов об исполнении программы социально-экономического развития и республиканского бюджета за 2009 год прошло почти гладко.
Одним из самых обсуждаемых вопросов стал предложенный президентом республики Вячеславом Наговицыным законопроект о внесении изменений в бюджет на 2010 год. Но и то, хоть и прозвучало при его рассмотрении несколько противоречивых точек зрения, на общий исход голосования это никак не повлияло. Cтатья о нашумевших субсидиях на компенсацию части затрат по покупке «высокотехнологичной техники» осталась на своем месте, будучи принята большинством голосов.
Внесенные президентом поправки в бюджет на 2010 год предусматривает следующие изменения. Объем налоговых и неналоговых доходов республиканских бюджетов предложено увеличит на 464,5 млн рублей, безвозмездные поступления из федерального бюджета – на 2 млрд 20 млн рублей. Расходы бюджета уточнены по ряду направлений и предусмотрен ряд дополнительных расходов. В частности, срества на реализацию мер по развитию сельского хозяйства и регулированию рынка сельхозсырья: в том числе, 4,5 млн рублей на компенсацию части затрат на покупку племенного животноводства, 9,5 млн рублей на освоение и ввод в оборот залежных земель, 9 млн рублей на приобретение племенного скота, а также - 52 млн рублей на компенсацию части стоимости высокотехнологичной техники и оборудования по договорам лизинга.
Миллионы преткновения
Именно эти 52 млн рублей и вызвали дискуссию среди депутатов. Вопросами парламентарии задались, очевидно, памятуя о разразившемся в Бурятии скандале вокруг ОАО «Республиканская аграрная лизинговая компания» (РАЛИК). Напомним, прокуратурой Бурятии были выявлены серьезные нарушения закона при распределении субсидий из федерального и республиканского бюджетов на поддержку экономически значимых программ развития сельского хозяйства. Установлено, что «Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики не соблюдались требования закона при отборе получателей субсидий, допускалось неправомерное расходование бюджетных средств, а также создавались условия для коррупционных проявлений». В результате заместителю председателя правительства Республики Бурятия по экономическому развитию Александру Чепику объявлено замечание, а министру сельского хозяйства и продовольствия республики Александру Манзанову – выговор.
Собственно, споры вокруг 52 млн рублей начались еще на заседании бюджетного комитета, который поддержать эту поправку отказался. Комитет по бюджету, отметил его председатель Цырен Доржиев, согласился с основными предложенными изменениями в основной республиканский финансовый документ, но было решено не поддерживать поправку в части компенсации части стоимости техники по договорам лизинга. Несмотря на это, документ был вынесен на сессию, а в день сессии, перед началом парламентского заседания, проведено заседание фракции Единой России, где было решено поддержать президента и его документ. Об этом присутствующим на сессии единороссам напомнил руководитель фракции Иван Калашников, попросивший «выполнить решение».
На сторону бюджетного комитета уже на заседании парламента неожиданно встали коммунисты, тоже высказавшие вопросы в адрес президента:
- Комитет не поддержал инициативу президента, тем не менее, поправки снова вносятся на рассмотрение. Вячеслав Владимирович, все можно протащить и принять, но есть морально этическая сторона. Не хочется в этой связи говорить, что у нас школы закрываются, интернаты мы закрываем, а вопросы такого плана решаем, - заявил лидер коммунистов Вячеслав Мархаев, отметив, что со стороны членов комитета по бюджету это было довольно мужественное решение – не поддержать поправку.
Законопроект, очевидно, вызвал такой резонанс в депутатском корпусе, что высказаться по его поводу решили даже парламентарии, традиционно хранящие молчание на заседаниях. Так, депутат Андрей Самаринов отметил, что техника, закупленная по программе агролизинга работает, программа поддержки действует и ее нужно поддерживать. «Президент поддерживает, мы должны, наверное, верить», - резюмировал депутат.
Вслух сказал о том, о чем, вероятно, многие думали, Сергей Мезенин, попросивший объяснить ситуацию, и честно признавший, что кулуарно депутаты «задают друг другу вопросы, но ответов на них не находят». И пояснил, какие именно вопросы: почему в программе задействована только часть районов, почему закупаемая техника дороже рыночной стоимости, что планируется делать дальше. И основной вопрос, заботивший депутатов, можно было сформулировать так: куда пойдут деньги?
Боевая машина пехоты
Куда пойдут деньги, взялся объяснить лично президент Вячеслав Наговицын, по инициативе которого и рассматривался законопроект о внесении изменений. Его речь была посвящена мерам поддержки сельчан.
Он отметил, что Бурятия в 2009 году впервые получила деньги на поддержку сельского хозяйства, благодаря тому, что подготовила программу по поддержке агропромышленного комплекса. Под эти деньги была разработана наиболее приемлемая схема закупа высокотехнологичной техники. Высокотехнологичной потому, что в программе социально-экономического развития «заложены довольно высокие показатели» по сельскому хозяйству, выполнить которые «с лопатой в руках» невозможно. Дело это для Бурятии новое, отметил президент, но прокуратура все документы проверила, сделала замечания, их устранили и на сегодня схема абсолютно легитимна, техника поставлена и уже отработала посевную.
- 52 млн рублей, которые вносит правительство на рассмотрение депутатов, пойдут на поддержку сельхозтоваропроизводителей, а именно на выплату им 8% компенсации части стоимости техники. Ряд предприятий, мы знаем, уже выехали на заключение договоров на покупку техники. Неважно, как техника приобретена - через лизинг, напрямую, через какую-либо еще схему, важно, что она приобретена. И предприятие, купившее ее, имеет право написать заявление в правительство и получить часть стоимости этой техники. Если бюджет нам позволит, мы увеличим объем поддержки. Нам еще нужно работать и работать - закупленная на сегодня техника на сумму 800 млн рублей закрыла лишь 30% потребности. Предложение наше простое: выделить 52 млн рублей на поддержку сельхозтовароипроизводителей, - отметил президент и вернул запущенный коммунистами «камень», - Не думаю, что нужно иметь какое-то особое мужество, чтобы отказать селянам в поддержке, как сказал Вячеслав Михайлович. Это не мужество, это «страусиная политика» - прикрывшись чем-то, не протянуть руку помощи 43% населения (число жителей Бурятии, проживающих в сельской местности, - ред) и не поддержать их.
Президента поддержал еще один традиционно хранящий молчание депутат, Сергей Дудник, сказавший, что программу нужно поддержать, что разработанная схема «реальная», что «уже многие убедились, что она работающая и самое главное – финансово выгодная».
- Я думаю, опасения надо отставить в сторону, поскольку компетентные органы проверяли, а село надо поддержать, - отметил Дудник.
Подлил масла и сенатор Иннокентий Егоров, сказавший, что в прошлом году Бурятия стала единственным регионом, возвращающим в федеральный бюджет деньги. «И когда я встречаюсь с министром или замминистра сельского хозяйства, на меня смотрят там удивленно», - сказал Егоров.
Хуральские тайны
Видя затруднение коллег, возможный выход предложил депутат Юрий Тармаев, а именно – принять решение по вопросу методом тайного голосования. Специалисты Хурала отметили, что вообще-то по этому вопросу тайное голосование не предусмотрено, однако отдали все на откуп депутатов. Депутаты проголосовали против процедуры тайного голосования, и в итоге решение предложил спикер Матвей Гершевич. Он предложил сначала проголосовать сначала за законопроект в целом, потом – за поправку о 52 млн рублей в частности, и если все пройдет хорошо, то потом и всю за таблицу поправок.
В итоге законопроект был подержан: за него проголосовали 39 депутатов, против 6, два человека воздержались и 7 решили не голосовать.
Так что 52 млн рублей найдут своего адресата. Как отметил президент, претендовать на их получение может любое сельхозпредприятие, купившее высокотехнологичную технику.
- Ну да, может любой, - подтвердил корреспонденту ИРА «Восток-Телеинформ» пожелавший остаться неизвестным парламентарий, - в том числе и РАЛИК, через который и закупается значительная часть техники для республики.
Марина Иванова-Денисова, специально для ИРА «Восток-Телеинформ»