Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина заявила, что в Бурятии, на ее взгляд, нет защитника детей, уполномоченного по правам ребенка, пишет МК в Бурятии.
Такую оценку омбудсмену Наталье Ганькиной председатель думского комитета дала по результатам встречи с представителями социального блока правительства Бурятии и после посещения бывшего сиротского гетто в Сотниково. Свою позицию Нина Останина изложила на встрече с общественностью в Улан-Удэ. Она отметила, что депутат Госдумы Вячеслав Мархаев пригласил зампреда правительства по социальным вопросам на встречу, где была и уполномоченный по правам ребёнка в Бурятии Наталья Ганькина.
- Я попросила сформулировать проблему, которую я могла бы вынести на федеральный уровень, потому что далеко не всегда это могут делать они сами. Но я не услышала ни одной проблемы от уполномоченного по правам ребенка, - отметила она.
Останина пояснила, что она оценивает специалистов «по отсутствию слов и по отсутствию дел»: «В данном случае, отсутствовала первая часть, - отметила она. - И когда я приехала в Сотниково и увидела «гетто для детей-сирот», и при этом спросила, есть ли проблемы с детьми здесь, в Бурятии, уполномоченная промолчала и ничего не сказала. Для меня это показательно. Поэтому, я считаю, что в Бурятии нет защиты детей и нет уполномоченного по правам ребенка».
Нина Останина пояснила, что она выступает против того, чтобы строить отдельные поселки для детей-сирот, тем более, на отдаленных территориях. По ее мнению, это способствует не социализации детей-сирот, а их дальнейшей изоляции от общества. «То, что я увидела вчера, это приговор вашему уполномоченному по правам ребенка. Вот такая моя оценка. Я давно такого отношения циничного к детям-сиротам не видела, а я видела всякое», - сообщила Останина.
Как сообщал ранее Восток-Телеинформ, поселок для детей-сирот находится в Сотниково. В 2015-2016 годах заключены контракты на приобретение новых квартир для расселения 254 граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оплата произведена за счет средств государства. После этого местным предпринимателем дома для сирот возведены, но с нарушением установленных требований, без проектной документации и других документов, необходимых для их постройки. В помещениях отсутствовала гидроизоляция, материал стен не имел достаточной плотности, неверно смонтирована кровля и система вентиляции. Несмотря на это, должностные лица районной администрации незаконно выдавали разрешения на строительство, а потом приняли решение о вводе домов в эксплуатацию и оплате объектов недвижимости, перечислив предпринимателю более 200 миллионов рублей.
В результате дети-сироты остались без квартир, поскольку из очереди на жилье были исключены, а полученные квартиры имели критические дефекты, не позволяющие в них проживать. Пострадавшие инициативно и с помощью органов прокуратуры вынуждены были обратиться за защитой своих прав в суд, решениями которого они восстановлены в очереди на жилье. Этот вопрос до сих пор рассматривается в судах. Под суд попали также предприниматель, построивший дома, чиновник, выдавший землю и представитель Минстроя, принявший жилье.
Сегодня в поселке жилье через суд признается аварийным, но вопрос идет постепенно. В феврале стало известно, что поселок для детей-сирот, который большей частью до сих пор является не жилым, начали растаскивать неизвестные. Люди разбирают заборы, вытаскивают из домов стеклопакеты, снимают двери. Такая же ситуация внутри, где сняты розетки, сантехника и так далее.