Депутат от партии ЛДПР Сергей Дорош подводит итоги работы в шестом созыве Народного Хурала Бурятии. О том, как у парламентария за пять лет работы в Хурале стало меньше оптимизма, но больше опыта, как складываются в парламенте республики межличностные отношения – он рассказал в интервью Восток-Телеинформ.
- Сергей Дмитриевич, шестой созыв стал для вас первым политическим опытом. Как оцениваете свою работу в нем? Как прошла фракция ЛДПР этот период?
- Для всей нашей фракции это был первый созыв. Так что работа поначалу была тяжелой для нас – мы все были неопытные, много, чего не знали. Но из-за того, что я работал на постоянной основе, углубился в детали работы. В Народном Хурале 11 комиссий, из них я состою в семи, работаю в комитете над законами и все это дало мне много опыта. Наверное, за этот период поменялось мое мировоззрение в плане рассмотрения вопросов, я вижу, что к подготовке законопроектов и всех рабочих вопросов в комитетах Хурала подходят с точки зрения государственности. Оценивают законопроекты со всех сторон, нет такого, что, например «делаем и неважно, какими ресурсами». Есть большая разница между тем, чтобы на сессии бросать популистские лозунги и тем, чтобы разработать действующий рабочий закон. Допустим, говорят, давайте отменим налоги – хорошо, но как потом содержать социальную сферу? Об этом многие не думают, а вопросы надо прорабатывать детально, всесторонне.
- В целом, какие у вас впечатления от Хурала?
- В самом начале меня старшие товарищи предупреждали, что время созыва пролетит очень быстро. Я не верил, но в итоге, в самом деле, все быстро пролетело, ощущения спорные у меня сейчас. Вроде бы, много работы проведено, но были разные ситуации. Например, как сегодня, когда на сессии не дали выступить, я хотел выступить как раз по итогам работы за эти пять лет, поблагодарить коллег по другим фракциям, которые поддерживали наши законопроекты, выразить свое недовольство тем, что партия власти не поддерживала наши законопроекты социальной направленности. Итогов работы много, впечатлений тоже много от созыва, но впереди нас ждет работы еще больше.
- Вы идете на выборы?
- Да, нас ждут выборы, надеюсь, что фракция ЛДПР в новом составе Народного Хурала увеличится, чтобы мы могли занять все шесть комитетов. В этом созыве было 4 депутата и во всех комитетах мы не могли иметь представительство, что, конечно, усложняет работу. Нам нужно, минимум, 6 депутатов, чтобы закрыть все шесть комитетов. Конечно, хотелось бы больше депутатов из районов, чтобы представлять в парламенте и сельские муниципальные образования.
- А какая у ЛДПР ситуация по районам?
- Есть определенные сложности с кандидатами по отдаленным районам, таким как Курумканский, Баунтовский, Закаменский. Но по большинству районов, таким как Кабанский, Тункинский, город Северобайкальск, у нас все хорошо и там борются люди за то, кто пойдет на выборы от партии.
- Уже начали подготовку?
- 2 июля у нас пройдет республиканская конференция партии ЛДПР, куда приедут делегаты со всей республики. Мы там обнародуем наш список, назовем тех кандидатов, кто идет по одномандатным округам.
- Вы определились, сколько округов получается закрыть?
- Да. К моему большому сожалению, не получилось закрыть все сто процентов одномандатных округов, но закрываем 32 округа. У нас всего на выборы идут более 60 человек, списки в этом году увеличились по сравнению с прошлыми выборами. Увеличились они и количественно и качественно, многие наши тогдашние кандидаты за это время стали депутатами райсоветов, городских поселений, главами поселений, набрались опыта и готовы уже не идти пробовать силы, а избираться со своим видением вопросов, со своими предложениями и чаяниями, они понимают проблемы своих округов, знают, что и как делать.
- Не все фракции одинаково благополучно пережили этот созыв – выходили депутаты из КПРФ, Единой России, Справедливой России. У вашей фракции, как я понимаю, все было стабильно?
- У нас с начала созыва, как я уже отметил, было четыре депутата, все они прошли в парламент по спискам. К концу созыва те же четыре депутата активно работают, никто никуда не выходил и сейчас они также выдвигаются по своим округам, продолжают работу, я надеюсь, в статусе уже более опытных депутатов седьмого созыва.
- В вашей практике работы в Хурале были ли случаи, когда буквально руки опускались и было обидно, что что-то не получается принять?
- Да, конечно, были и довольно много. Скажем, мы вносим законопроект, который очень важен и нужен, но его не поддерживают. Например, мы хотели ввести региональные выплаты для первого тренера наших спортсменов-чемпионов. На сегодня выплаты олимпийских чемпионов получают лишь действующие тренеры, а вот первые наставники, которые, можно сказать, привели человека в спорт, привил любовь к нему и всему научил, остаются не у дел. Я сам когда-то работал тренером и знаю, как важно любое внимание, когда твой воспитанник становится чемпионом, ты видишь его на пьедестале, а к тебе ноль внимания, хотя самая важная работа в становлении спортсмена была проделала именно тобой тогда, когда он был еще ребенком. И выплаты там не такие и большие, от 20 до 150 тысяч рублей, но законопроект не поддержало правительство, сославшись на отсутствие финансовых средств.
Были и другие инициативы, например, индексация пенсии работающим пенсионерам. Здесь наши оппоненты по парламенту не поддержали по надуманным причинам. Был еще законопроект о поддержке граждан, которые ухаживают за инвалидами первой группы и не могут работать из-за того, что вынуждены круглосуточно находиться рядом с ними. Выплаты у них сами по себе небольшие, мы предлагали их поддержать и увеличить выплаты. Также наша фракция предложила законопроект о ежегодной поддержке семей с детьми - выплате к 1 сентября по 15 тысяч рублей на подготовку ребенка к школе. Предварительно мы проводили анализ и подсчитали, что подготовить ребенка к школе стоит около 30 тысяч, а если в семье несколько детей, сумма становится еще больше. Нужно сказать, что этот законопроект тоже был отклонен, но наша фракция помогает семьям собраться к школе – своими силами.
Однако хочу и поблагодарить тех коллег, которые поддерживали наши законопроекты. Скажу, что и наша позиция такова, что когда наши оппоненты предлагают какие-то хорошие законопроекты, наша фракция не думает о том, кто это предложил, какая партия это сделала. То есть если это важно для наших людей, если это улучшает жизнь жителей Бурятии к лучшему, у нашей фракции не возникает ни процента сомнений, поддерживать ли. Мы никогда не забываем, что мы народные избранники, что нас выбрали люди, чтобы представлять их интересы. В отличие от некоторых наших коллег по Хуралу, для которых важнее всего идеология, из-за которой они готовы даже не поддержать законопроект, пусть и хороший, но внесенный не ими.
- А как складываются в связи с этим межличностные отношения в парламенте?
- Я стараюсь ни с кем никогда не ссориться и не входить в конфликт, это мое жизненное кредо - если спор, то конструктивный, без перехода на личности. Важно взаимодействие, только так возможно будет что-то создать, а если общаешься со всеми деструктивно, но и в ответ будешь получать только деструктив. Поэтому взаимоотношения, как правило, ровные, более того, когда мы в кулуарах обсуждаем с коллегами наши законопроекты, даже не принятые, нам часто говорят, что законопроекты хорошие. И я был удивлен, кстати, этому. Когда я избирался, был готов, что в парламенте будет сильное противодействие, которое может сказаться на человеческом отношении, но такого нет. Все здесь взрослые люди и большинство готово к конструктивной работе. И цель у большинства депутатов Народного Хурала одна – сделать так, чтобы Бурятия жила как можно лучше. Средства у всех разные и взгляды на решение вопросов разные, но цель - одна.
- А есть что-то, чем гордится ваша фракция за этот период?
- Таких моментов тоже много, все не стану перечислять, назову только некоторые. Так, совместно с Галсаном Дареевым, который тогда еще был депутатом Хурала от КПРФ, еще не министром сельского хозяйства республики, мы приняли законопроект об отмене транспортного налога для собственников электромобилей. Так вышло, что похожие законопроекты мы подготовили практически одновременно, но потом решили объединить усилия, в итоге подготовили общий документ, в который каждый внес свое видение решение вопроса и этот закон был поддержан. Я помню, что когда мы его принимали, электромобилей в республике насчитывалось не более 50, а сейчас их уже около 400. Это снижает экологическую нагрузку, влияет на наше с вами здоровье и не бьет по кошельку наших граждан, ведь в итоге электромобиль обходится им дешевле. Я разговаривал с людьми, эксплуатирующими такие авто, они отмечают, что это выгодно и на семейный бюджет влияет гораздо меньше бензинового. Мы планируем и дальше работать над этим вопросом, пока что скажу, что рассматривали аналогичный вопрос по гибридам, но там есть определенные сложности.
Вместе с вами, представителями холдинга New Media Group, мы разработали хороший закон – о том, чтобы гимну Бурятии разрешили звучать на железнодорожном вокзале при прибытии и отбытии международных поездов и московского поезда. Когда-то он звучал там, но затем в закон о гимне принимали поправки, которые ограничили использование гимна лишь определенными ситуациями. На сегодня этот закон уже принят, мы направили обращение в правительство Бурятии, ожидаем оттуда ответа. Отмечу, что вопрос всесторонне был подготовлен, есть понимание на всех уровнях, включая непосредственно РЖД, где инициативу тоже поддержали.
- Вспоминая, с чем вы шли в Хурал, можете ли сейчас сказать, что достигли своих целей? Чего вы ждали от работы в парламенте? Что изменилось за пятилетний период работы?
- Всегда с трепетом относился и отношусь к законотворческой работе, к работе в комитетах, к работе сессий. Всегда идешь на заседание с какой-то внутренней энергией, потому что понимаешь, что у нас живет почти миллион человек и каждое решение может сказаться на них. Если говорить о начале созыва, тогда, наверное, было побольше оптимизма. Когда на каждую твою инициативу тебя бьют по рукам, ты дискутируешь со своими оппонентами, которые зачастую выступают не за здравый смысл, как я уже отмечал, а за политические амбиции, оптимизма убавляется. Иногда появляются проблемы с мотивацией, но мы с этим боремся. Когда встречаешься со своими избирателями и однопартийцами, снова заряжаешься и готов идти в бой.
- Скажите, вы не пожалели, что вступили в этом созыве именно в комитет по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям? Не хотели бы работать в другом?
- Нет, я очень рад, я считаю, что это один из самых сложных комитетов, в нем 38 направлений и все непростые, касающиеся максимально широких слоев общества. Это религия, культура, спорт, СМИ, можно очень долго перечислять. Конечно, все их приходится изучать и для меня это важно, ведь позволило получить опыт, который иначе был бы мне недоступен. С этой же целью я вошел практически во все действующие комиссии Народного Хурала, но зато теперь я нивелировал возможные пробелы в своих знаниях и готов к эффективной дальнейшей работе.
Марина Денисова, Восток-Телеинформ.
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.