Мобилизация предпринимателей в Бурятии и меры поддержки
- В Бурятии на последней сессии Народного Хурала сообщалось, что поступают заявления от предпринимателей. Они в связи с частичной мобилизацией оказались под угрозой банкротства. Я знаю, что сегодня вы были на станции Дивизионная, встречались с мобилизованными, поступают ли к вам обращения и какого рода?
- Целью моей поездки на станцию Дивизионная сегодня было выявить возможных мобилизованных индивидуальных предпринимателей, директоров организаций, собственников бизнеса, самозанятых. Специфика военного учета такова, что с подобной точки зрения никого не структурировали, так что возникают определенные сложности. Мы давали объявления по районам, что принимаем обращения от мобилизованных бизнесменов и несколько запросов к нам поступило.
Есть обращения, когда мобилизовали самого предпринимателя - но они, правда, носят единичный характер. Так, в одном из районов призвали индивидуального предпринимателя, занимающегося торговлей - трудоустроенных сотрудников у него нет, дело они вели вместо с женой. Встал элементарный вопрос, как подписать документы о приемке нового товара. Сам мобилизованный в этот момент уже находился в Борзе Забайкальского края. Я созвонился с Нотариальной палатой Забкрая, они отправили нотариуса в военную часть и оформили доверенность, чтобы у супруги были юридические основания для ведения бизнеса. На Дивизионной я переговорил с одним самозанятым, у него встал вопрос по аренде помещения.
ПРО ЧИСЛЕННОСТЬ
- С чем еще связаны обращения?
- Основные вопросы связаны с тем, что будет с налогами, страховыми взносами, кредитами и так далее. В понедельник правительство России выпустило первый пакет мер поддержки мобилизованных предпринимателей – эти меры, как раз, включают в себя отсрочку по кредитам, налогам, отчетности, продлению лицензии. Какие-то моменты будут оформляться через Госдуму в виде федеральных законов, какие-то пойдут через распоряжения правительства. Решения приняты, документы выйдут уже на следующей неделе. Это правильно, ведь есть оперативные мобилизационные задачи, а есть стратегически важная задача – развитие экономики.
- Чингис, сколько у нас на сегодня зарегистрировано предпринимателей и когда станет ясно, как частичная мобилизация отразилась на списочном составе ИП?
- В Бурятии на сегодня насчитывается порядка 30 тысяч индивидуальных предпринимателей, этот реестр постоянно обновляется. Как предприниматели подтверждали наличие своей занятости в обычное время: они до 15 числа каждого месяца сдают в пенсионный фонд так называемую справку СЗВ-М (сведения о застрахованных лицах, - ред.). Такую справку подавали в сентябре за август, сейчас будут подавать за сентябрь – до 15 октября. Так что, отвечая на ваш вопрос, нужно будет сравнить данные от 15 октября с данными за 15 сентября и можно будет сделать какие-то выводы.
ПРО БРОНЬ
- По закону в любой организации, независимо от формы собственников и числа сотрудников должен быть определен сотрудник, ответственный за мобилизационные мероприятия. Понятно, что мало кто этим ответственно занимался.
Сейчас организации самостоятельно могут подать документы в военкомат – о сотрудниках, которые, по их мнению, подлежат бронированию. Военкомат в соответствии с закрытым перечнем, в котором указаны конкретные виды деятельности, принимает решение – подлежит человек брони или нет. Мы знаем, что на сегодня подпадают под брони работники компаний IT, оборонно-промышленного комплекса, связи, и организаций, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности людей.
Если у предпринимателей есть вопросы по порядку бронирования, можно обращаться в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей. Напомню номер: 21-78-79, 21-78-97. Мы готовы индивидуально отработать с каждым.
- Предприятия малого бизнеса могут попасть под бронирование?
- Решение по каждому обращению принимают военкоматы. На сегодня уровень проведения мобилизации уже обсудили на всех уровнях, дана оценка - что скрывать, мобилизация проведена не идеально, мягко говоря. Я надеюсь, что все извлекли из этого уроки. Повторюсь, перечень видов деятельности по бронированию является закрытым.
Вообще, нужно сказать, проблемы бизнеса сейчас носят индивидуальный характер. То если в коронавирусные времена определяли перечень особо пострадавших компаний по кодам ОКВЭД, то сейчас невозможно сделать хоть какую-то привязку по видам деятельности.
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ
- Когда объявили о частичной мобилизации, было очень много вопросов, у многих предпринимателей был эмоциональный шок, кого-то это коснулось напрямую, кого-то косвенно. В обществе у нас уровень эмпатии довольно высок, так что сама ситуация воспринималась эмоционально. На прошлой неделе никаких решений еще не было, шел процесс сбора предложений, пока принят первый пакет мер поддержки.
Он касается самых оперативных вопросов. Принципиально важно, что выплаты по налогам, кредитам, аренде муниципальных помещений будут отсрочены. У нас завершен третий квартал, наступает время уплаты страховых взносов за квартал, налоговых авансовых платежей. И это правильный подход – ведь мобилизованные сейчас и так не в самом идеальном состоянии, им что, еще думать, как налоги заплатить и не арестуют ли у него счета? Могу предположить, что второй пакет мер поддержки будет идти уже в отношении компаний, которые в связи с мобилизацией пострадали больше всех. Меры поддержки, конечно, обновляются практически каждый день. Вчера прошла стратегическая сессия АСИ, есть много других площадок, где такие вещи прорабатываются. На федеральном уровне от Уполномоченного при президенте и бизнес-объединений предложено, чтобы индивидуальных предпринимателей, руководителей и ключевых сотрудников не мобилизовали.
О СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИКИ
- По личным ощущениям – да, конечно. Все заметили, наверное, что у нас даже в часы пик стало меньше машин, меньше пробок, в каком-то смысле, можно сказать, что большое количество экономически активных элементов временно было изъято из экономической активности. Соответственно, это привело к снижению транспортного трафика и так далее. Мы разговаривали с торговыми центрами, они отмечают, что проходимость была меньше в первые несколько дней, хотя сейчас восстанавливается. Отчасти, наверное, это объясняется сменой сезонов - люди идут покупать ту же зимнюю одежду, шапки и так далее. Но по данным министерства промышленности и торговли, оборот розничной торговли не упал. Возможно, это компенсируется ростом цен.
- Вы общаетесь с уполномоченными из других регионов. Какая ситуация там?
- Все зависит от структуры бизнеса в регионе. Есть регионы, где превалируют сфера торговли и услуг, как в Бурятии и многих других – в них малый и средний бизнес еще не ощутил в полной мере влияние разрыва производственных цепочек и так далее. Да, мы видим, что цены подросли, но продукты питания и одежда и товары в магазинах и так далее. Есть определенный рост цен на спецодежду, но я бы не стал однозначно называть таких бизнесменов спекулянтами – думаю, что и закупочные растут такими же большими темпами, норма прибыли-то остается той же.
Ковид ударил, в первую очередь, по малому и среднему бизнесу, услугам, торговле – их закрывали в первую очередь, они страдали больше, чем крупные предприятии, которые выделили в системообразующие и разрешили работать. Сейчас же, наоборот, пострадают сильнее те регионе, где высоко развита именно промышленная составляющая, где есть еще сопутствующие проблемы с закупочными ценами на комплектующие и рынком сбыта. Причем эти большие предприятия играют роль в бюджете, занятости, уплате НДФЛ и так далее.
- В России сняли мораторий на банкротство для малого и среднего бизнеса - хорошо это или нет?
- Этот мораторий вводился в апреле этого года, проработал полгода и планово должен был прекратить свое действие в октябре, что и произошло. Изначально он вводился в конце марта для того, чтобы уберечь и кредиторов и должников от определенных эмоциональных действий. Но, насколько я понимаю, всплеска банкротства не произошло у нас.
ПРОГНОЗ
- Мы каждый день обсуждаем этот вопрос с коллегами и предпринимателями. Мне кажется, что все, что связано с производством товаров для армии, сейчас актуально, и многие предприниматели готовы открыть производство. Но также я считаю, что государство должно грамотно определить потребности, чтобы было так, что появляется какая-то ниша, туда сразу заходит много предпринимателей, в какой-то момент происходит перепроизводство, стоимость товара падает и в итоге мало кому это выгодно. Поэтому, на мой взгляд, достаточно безответственно было бы что-то советовать, тем более быть человеком, который изначально сказал «иди, шей флисовые шапки и кофты» я бы не хотел.
Это лучшее время для нас ощутить в полной мере всю прелесть нашего географического положения и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы имеем глубокие исторические связи с Монголией, через Улан-Батор нам становится транспортно доступными огромное количество маршрутов - Вьетнам, Таиланд, Китай, Монголия, Корея и многие другие. Развитие активности в этом направлении я считаю очень перспективным для Бурятии.
- Чего можно ждать?
- Дай бог, что сейчас все это закончится в лучшем для нас виде и бизнес будет дальше развиваться. Наверное, будут сделаны правильные выводы из тех процессов, которые уже на поверхности и тех, которые пока скрыты от глаз. Я думаю, что ситуация не фаталистична, траектория еще не задана – многое будет зависеть от того, куда будут двигаться обстоятельства. И в каком-то смысле это зависит от каждого из нас. На всех модных тренингах любят говорить, что в современном мире один из главных навыков это быть гибким, уметь приспосабливаться к ситуации. Наверное, все с этим согласны, другое дело, что не все это внедряли. А сейчас как раз такое время.
Марина Денисова, Восток-Телеинформ.
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.