Министерство природных ресурсов и экологии Бурятии возглавил новый руководитель - 41-летний уроженец Улан-Удэ Сергей Матвеев. До этого он успел поработать в органах власти Бурятии, затем переехал в Иркутск, а спустя какое-то время в Москву, получив опыт работы на руководящих позициях как в бизнес-сегменте, так и в федеральном бюджетном учреждении в структуре Минприроды РФ. Занимался разработкой и внедрением новых технологий, вопросами цифровизации, а также общественной деятельностью в сфере экологии. О министерстве, своем опыте и новых подходах к работе Сергей Матвеев рассказал в интервью корреспонденту Восток-Телеинформ.
- Сергей Александрович, расскажите о себе, чем занимались до назначения?
- Я родился в городе Улан-Удэ, свою трудовую карьеру начал еще в 14 лет на авиазаводе, так как там работали родители, после школы с отличием окончил физико-технический факультет Бурятского государственного университета, специализируясь в области космической физики. Увлекался спортом: футболом, легкой атлетикой, альпинизмом, спортивным ориентированием, скалолазанием и даже прыгал с парашютом.
Не раз восходил на вершину Мунку-Сардык, дважды устанавливал там табличку нашего вуза, однажды даже ректор БГУ Степан Калмыков в честь 80-летия высшего образования Бурятии пошел в горы вместе с нами, студентами, после чего он с особым вниманием поддерживал инициативы нашего клуба «СКАЛЬП» - Спортивный Клуб Альпинистов. Эти навыки в перспективе помогли достойно представить команду из Бурятии на альтернативном проекту «Последний герой» экстремальном проекте на выживание под названием «Байкальский экстрим», где несколько суток две команды иркутской и бурятской сторон соревновались в навыках выживания на озере Байкал. С тех пор осталось много воспоминаний и сформировалось особое уважение к нашей природе.
На выпускном курсе устроился на работу в администрацию президента Республики Бурятия Леонида Потапова. Я тогда увлекался информационными технологиями, и мой опыт очень пригодился при решении поставленных тогда задач. По окончании обучения перешел в новую должность и впервые стал официально государственным служащим. Поработав там еще два года, обрел новый опыт, перейдя на службу в аппарат Избирательной комиссии республики. Этот период работы в госслужбе научил меня быть высоко дисциплинированным, чтобы соответствовать высокому уровню ответственности за свои действия: когда от твоих действий зависит качество работы первого лица региона, дисциплина должна быть на высоте.
Дальше был переезд в Иркутск, работа в коммерческом сегменте, открыл свою IT-компанию, поучаствовал в организации ряда общественных инициатив, многие из которых сам же и придумал. Затем работа в федеральном государственном бюджетном учреждении ФГУП «Рослесинфорг», где прошел путь от руководителя группы, до заместителя директора, в том числе какое-то время помогал нашим филиалам в качестве куратора СФО, ДФО, УрФО, а потом был переведен в Москву. Там уже занимался разными направлениями, связанными с разработкой и внедрением новых технологий – цифровизацией, беспилотной авиацией, анализом больших данных, в том числе данных ДЗЗ (космических снимков) и новые возможности применения технологий на базе ИИ (Искусственный интеллект).
По окончании карьеры в госсекторе в 2019 году переехал обратно в Иркутск, где приступил к реализации своих проектов и планировал бизнес-планы на будущее.
- Вы по образованию физик, как получилось, что вы пришли в сферу природных ресурсов и экологии?
- Мне всегда были небезразличны вопросы мироустройства и влияния на экосистемы. Человек и природа должны взаимодействовать гармонично и это главное условие нашего выживания на планете. Мои родственники: дедушки и бабушки были егеря, охотники, геологи и лесники - все с природой на «ты», и нас воспитывали в таком же ключе, любить и охранять окружающий мир. Так что моя деятельность на благо природы даже в какой-то степени несколько символична и закономерна.
В последнее время активно занимался общественной нагрузкой. К примеру, в Иркутске с 2012 года был в числе организаторов форума «Байкал-2020». Также стал федеральным экспертом ОНФ и курировал вопросы лесного комплекса и охраны Байкала, по этим направлениям готовили большие доклады президенту страны Владимиру Путину. И не понаслышке погружен в проблематику и возможные технологические пути решения задач в сфере лесного хозяйства, экологии.
Достаточно давно занимаюсь вопросами охраны лесов, лесных пожаров и пресечению правонарушений, сохранением и восстановлением водных объектов, охотничьим хозяйством. В прошлом году с единомышленниками создали СОЮЗ охот- и лесопользователей Сибири и Дальнего Востока. В 2020 году в Иркутске вошел в состав Общественной палаты Иркутской области, где инициировал создание и возглавил комиссию по лесному комплексу, а также и стал замруководителем комиссии по экологии. Не раз входил в состав профильных федеральных и региональных рабочих групп, в том числе по многострадальному БЦБК. Начали даже готовить пилотный проект по модернизации очистных сооружений, ведь, как мне уже хорошо было известно, главным загрязнителем Байкала являются люди, у озера большая антропогенная нагрузка, которую необходимо снижать.
- Как Вы восприняли новую должность, для Вас это было очень неожиданным?
- Большую часть жизни я работал на государство, но какое-то время поработал и на себя. Что я могу сказать: с точки зрения доходов работать на себя, конечно, выгоднее, но деньги не главная цель в жизни. Предложение главы Бурятии Алексея Самбуевича Цыденова возглавить Минприроды республики было для меня неожиданным, и я серьезно к нему отношусь, ведь это не только много сложных направлений деятельности и публичность, но и высокая ответственность перед нашими детьми и будущими поколениями. Поэтому я благодарен ему за такое высокое доверие и возможность реализовать перспективные идеи во благо. Нужно сказать, что ранее мы с Алексеем Самбуевичем пересекались по разным вопросам, таким как охрана озера Байкал, борьба с пожарами, декриминализация лесной отрасли и так далее, он знал, что мне эти вопросы небезразличны, к тому же я родом из Улан-Удэ. В итоге я принял предложение и заступаю на защиту лесов и Байкала. Так, кстати, уже несколько лет отвечает мой сын на вопрос о том, где работает папа.
Безусловно, я вижу некие новые вызовы в том, что моя коммерческая деятельность в Иркутске поменялась на государственную службу в Бурятии. Уверен, что команда нового министерства природных ресурсов, к которому добавилась приставка «и экологии», сможет найти решения по самым острым экологическим вопросам. Считаю, что надо ломать стереотипы о чиновниках, о которых многие думают, мол, они лишь «бумажки перебирают», на самом деле это, конечно, не так, хотя документов и правда слишком много.
В министерстве, помимо других задач, есть и задачи, связанные с надзорной деятельностью, но наш новый посыл не генерить пачками отчеты о правонарушениях, а сделать так, чтобы проблемы не было изначально, упор на превентивные меры. Иными словами, планирую сделать упор на фактические мероприятия для достижения конкретного результата - через новые технологии и цифровые возможности, чтобы минимизировать ущерб для наших экосистем. Я родился и долго жил в Улан-Удэ, не помню такого дыма в городе, такой сажи и копоти, которые есть сейчас. Нам надо переходить на новые источники отопления, новые виды энергоресурсов, которые не загрязняют атмосферу. А также не штрафовать людей и бизнес, а находить альтернативы и стимулировать экономику на сбалансированный формат эко-технологий.
- Вы уже успели войти в курс дела, познакомиться с министерством? Ждать ли кадровых перестановок?
- Я еще знакомлюсь, потихонечку вхожу в курс дела. Но в феврале-марте, пока все документы официально готовились, постоянно приезжал в Бурятию и побывал в Москве. На месте удалось съездить в Еравнинский район, посетить общественные слушания по работе ГОК «Озерный», был в Баргузинском районе, в Гремячинске. Впервые побывал на Шумаке, где буквально перед моим приездом на территории ООПТ неизвестные незаконно срубили несколько кедров, возможно на дрова, что конечно печально, особенно в тех местах, где это категорически запрещено.
Еще до назначения на должность министра, о котором я даже не догадывался, у меня была запланирована поездка в Северобайкальск по оценке работы очистных сооружений совместно с ОАО «РЖД» в рамках их большого проекта по модернизации БАМа и Транссиба. Сейчас этим вопросом я займусь уже официально, в новой должности.
Насчет кадровых перестановок пока не готов вам ответить, есть общее мнение, что квалифицированных специалистов не хватает, значит, нужно усиливать это направление, подтягивать их квалификацию. Мне и самому в каких-то моментах надо будет ее подтянуть, потому что одновременно мне придется курировать многие направления.
- Вы затронули тему охраны леса, наверное, слышали про громкое дело на инспектора заповедника Сергея Красикова, который поймал браконьеров? Будете следить за этой ситуацией?
- Я с директором Байкальского биосферного заповедника Василием Сутула хорошо знаком, звонил ему, интересовался, чем мы можем помочь. Дело в том, что это федеральный заказник, наших компетенций там нет, но я все равно слежу за этой ситуацией. Считаю, что нужно защищать таких людей, которые принципиально и качественно выполняют свою работу.
Пообщался с людьми, кто хорошо знаком с Сергеем Красиковым. Все о нем очень положительно отзываются. Надеюсь, это дело разрешится по справедливости, и правоохранительные органы во всем досконально разберутся, и, возможно, этот случай станет достойным примером мужественного отношения к своим обязанностям и природе.
- В новой должности на что, в первую очередь, Вы будете делать акцент? Какие ставите планы и цели?
- По предстоящим задачам я вижу для себя сразу несколько приоритетных направлений – это недропользование, лесной комплекс, обязательно мусорная реформа – понял, что в республике это острый вопрос. Единственное, я пока для себя не слишком разобрался, почему коммунальные вопросы относятся к деятельности Минприроды, ведь вывоз мусора это коммунальная сфера, а, к примеру, очистка озера Байкал от загрязнителей и вопросы контроля природоподобных технологий при реализации вопросов с очистными сооружениями - вопрос ЖКХ. Но раз так, то, значит, я этим займусь. Уже сейчас могу сказать, что без прозрачности, объективности и цифровых подходов к управлению этот недуг не победить.
Мне сейчас нужно в масштабах всей республики понять и оценить, сколько и каких отходов формируется, как они распределены, что с ними делать, перерабатываются они или нет, разделяются или не разделяются, куда их вывозят, как это все влияет на экосистемы, какой у нас запас по полигонам и прирост. Постараюсь выстроить прозрачные механизмы, тогда у нас ни коллапсов, ни задержек по платежам, ни недовольных жителей, надеюсь, не будет. Предстоит большая работа, я больше нацелен на результат, чем на лозунги, но могу сказать, что в ближайшем будущем будем особое внимание уделять раздельному сбору. В поручениях уже есть задача «рассмотреть возможность раздельного сбора мусора в правительственных зданиях». И мы сейчас прорабатываем это и ряд других инициатив.
В целом Минприроды рассматриваю как некий фундаментальный орган для развития республики в принципе через создание благоприятного экологического, инвестиционного и социально-экономического климата – это в наших силах, на это нацелена вся команда во главе с Алексеем Самбуевичем. В моих планах принести в эту команду новые и эффективные решения и подходы. Ведь если что-то делать, то делать это надо хорошо – я стараюсь работать только так!
- Спасибо за беседу.
Мария Ванданова, ИА «Восток-Телеинформ»
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.