Управлять Байкалом нужно так, чтобы уровенный режим максимально возможно следовал естественным колебаниям. Как и было, собственно, заложено во всех проектах Иркутской ГЭС. Об этом рассказал в интервью «Кислород.ЛАЙФ» заявил заведующий лабораторий моделирования поверхностных вод института водных проблем РАН Михаил Болгов.
По его словам, более обоснованные рекомендации по этой проблеме получить сложно, поскольку полной модели экосистемы Байкала сегодня нет и в ближайшие годы ее создание не предвидится. Для этого нужно проводить специальные многолетние исследования, строить математические модели функционирования, учитывающие взаимодействие абиотических и биотических компонент системы. Это сложная задача и подобных случаев вообще единицы, отмечает он, хотя это, конечно, возможно.
- И ее построили для Ладожского озера. Этот естественный водоем начал деградировать под воздействием целлюлозно-бумажной индустрии. И перед академическим сообществом была поставлена задача оценить предельную нагрузку по фосфору. Модель делали двадцать лет, но в итоге удовлетворительно описали, как функционирует экосистема Ладоги и какой может быть предельно допустимая промышленная нагрузка. На модели было показано, насколько нужно сократить сбросы с ЦБК, чтобы остановить деградацию экосистемы. Это одна из моделей, которую можно было бы применить к Байкалу.
Только в случае с Байкалом, отметил он, нужно оценивать воздействие именно гидроэнергетики.
- Но это не так уж и сложно, просто нужна модель, в которой уровень воды будет выступать в качестве основного фактора влияния. В результате нужно будет получить ответ на вопрос, какой диапазон колебаний приемлем для экосистемы. Естественная годовая амплитуда колебаний Байкала – 70-80 см, а многолетняя, напомню, – 217 см. И экосистема очевидно нуждается в подобном тренинге. Если экосистема будет существовать в условиях с одной и той же температурой, волновой деятельностью, соленостью, она погибнет, - говорит ученый.
За счет строительства Иркутской ГЭС уровень озера был поднят на 80 сантиметров, природа уже приспособилась к этому и нормально функционирует.
- Экологи высказывают предположение, что чем больше воды, тем лучше, потому что с водой приходит большое количество органических веществ, а Байкал очень беден органикой, у него основная жизнь сосредоточена в мелких, хорошо прогреваемых участках – сорах. За них и идет битва. Значит, надо управлять уровнем Байкала так, чтобы не допускать больших скоростей подъема воды. Но это все описать на уровне математических формул невозможно. Все нормативы говорят о том, чтобы максимально возможно воспроизводить естественный водный режим, тогда за ним стабилизируется и биота, - рассказал в интервью Болгов. - Сейчас сильно зациклились на маловодье, которое действительно затянулось. Но в многоводные годы встанет другая проблема. Если начнется последовательность многоводных лет, то уровень воды поднимется выше 457 метров ТО – это естественно, поскольку, еще раз, сбросить любое количество воды мы не сможем. И тогда вред от постановления правительства №234 мы ощутим еще острее.