Нынешние 1250–1300 кубометров в секунду, которые составляют сброс воды из Байкала на Иркутских ГЭС - это минимальные санитарные пропуски через плотину. Об этом сообщил заведующий лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института систем энергетики имени Мелентьева Сибирского отделения РАН, доктор технических наук Вячеслав Никитин в интервью газете «Независимая».
- Да, в проекте Иркутской ГЭС 1958 года минимум был другой – 1050 кубометров в секунду. Но это было 60 лет назад! Уже в ПИВР 1988 года, 30 лет назад, цифру заменили на 1300 кубометров в секунду. Почему? Надо иметь в виду, что в середине прошлого века Ангара была совсем другой рекой. И нижний бьеф был совсем другой. И когда на участке от плотины Иркутской ГЭС до реки Белой было изъято примерно 70 миллионов кубических метров песка и гравия, проводились дноуглубительные работы, то река стала примерно на метр глубже и на 10–15 метров шире. Появились новые протоки, острова. Просто заметно просели уровни, - рассказал он.
Никитин прокомментировал и идею углубления дна водозаборов городов в нижнем бьефе. Он отмечает, что водозаборы проектировались под другие отметки, а расходы – это основа регулирования уровня. В настоящее время даже нынешние 1300 кубометров в секунду – уже запредельно критический минимум, уверен он. Эту цифру пока Росводресурсы не меняют, потому что тема излишне политизирован и обросла кучей ничем не обоснованных мифов.
- Можно и сейчас снизить объемы пропусков. Но мы готовы идти на такие риски? Можно, конечно, углублять водозаборы. Но это очень большие затраты. Не стоит также забывать, что водозаборы строили еще в годы плановой экономики, а сейчас все они в основном в частных руках. Для компаний, той же «Иркутскэнерго», это не профильный актив. Они и так общественную нагрузку несут, водоканалы снабжают за свой счет, хотя не обязаны этого делать. А теперь требовать от них еще и вкладываться в углубление? Эта работа для госорганов, но сейчас они даже заказать обоснование инвестиций не могут, потому что водозаборы не принадлежат государству. Так что, знаете, требовать от частников можно что угодно, но давайте будем реалистами. Тем более что по большому счету от углубления водозаборов ничего радикально не изменится, - говорит Никитин.