Для инновационного развития Бурятии нужны законы, инфраструктура, кадры и оптимизм, - к такому выводу пришли 27 мая участники парламентских слушаний по законодательному обеспечению инновационного развития экономики Бурятии. Слушания прошли в Народном Хурале республики, организатором выступил комитет парламента по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. В апреле прошлого года прошли слушания о формировании инновационной экономики как стратегического развития Бурятии. По их итогам Народному Хуралу было рекомендовано парламентские слушания по этой тематике проводить ежегодно.
Тема инноваций, отметил заместитель спикера бурятского парламента Александр Коренев, сегодня актуальна как никогда: инновационное развитие экономики отнесено к числу высших приоритетов в политике страны. За последнее время в Бурятии были проведены круглые столы, парламентские слушания, Закон об инновационной деятельности был рассмотрен на заседании Совета Народного Хурала. Вместе с тем, существующая практика показывает, что в Бурятии ситуация с инновациями обстоит не лучшим образом.
«Как у Черномырдина»
Как отметил глава комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Вячеслав Ирильдеев, в Бурятии количество предприятий, занимающихся технологическими, организационными, маркетинговыми инновациями, сокращается с каждым годом. Так, отметил он, по сравнению с 2009 годом число организаций, занимающихся технологическими инновациями, сократилось с 12 до 9, организаций, внедрявших маркетинговые инновации с 7 до трех, более чем вдвое уменьшилось число организаций, занимавшихся продуктовыми инновациями – с 9 до 4.
В Бурятии количество предприятий, занимающихся технологическими, организационными, маркетинговыми инновациями, сокращается с каждым годом.
По словам заместителя председателя правительства Бурятии по экономическому развитию Александра Чепика, в Бурятии недостаточно развернута работа в сфере предпринимательства и бизнеса. В республике прорабатывается вопрос о технопарке, кроме этого, отметил он, нужно рассмотреть вопрос по работе фонда финансирования инновационных разработок. Правда это, подчеркнул он, вопрос не ближайшего будущего.
А в ближайшем будущем у Бурятии решение других проблем, которые в своем докладе обозначила министр экономики РБ Татьяна Думнова. Среди них - в частности, отсутствие инструментов стимулирования спроса инноваций в виде субсидирования части затрат, связанных с инновационной деятельностью. Еще одна причина – отсутствие методики отнесения организаций к инновационному типу. Нет в Бурятии и инструментов стимулирования внедрения инноваций, например, в части налогов (вернее, некоторые налоговые льготы предусмотрены – но только для резидентов зон благоприятствования).
По словам аудитора счетной палаты РБ Владимира Морозова, еще одна проблема заключается в том, что принимаемые законы во многом носят декларативный характер и не предусматривают конкретных механизмов их реализации. Отчасти, сказал Морозов, к таким документам можно отнести и принятый в Бурятии закон, который не описывает политику республики в сфере инновационной системы. Впрочем, такая ситуация с законами в сфере инноваций наблюдается и в других российских регионах - единого федерального закона вот каждый субъект и принимает собственные нормативные акты. Практическая сторона в таком случае вообще может обернуться парадоксами: в регионах, где законов нет, инновации развиваются, а там, где законодательная база обеспечена, развиваются не особо. Именно поэтому, отметил Ирильдеев, необходима единая политика на федеральном уровне.
Свою точку зрения на процесс инновационного развития высказал и директор Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов. «Наши руководители всех уровней говорят, что инновации это лозунг дня. С этим никто не спорит. Но даже предварительный анализ показывает, что мы в России говорим одно, делаем второе, думаем третье, а получается в итоге как у Черномырдина», - отметил он.
- Главная причина в том, что на инновации нет потребителя - никому они не нужны, - отметил Тулохонов, - Потребители делятся на два уровня- государство и частник. Частники заинтересованы длинным рублем на короткое время: продать- купить и сбежать за границу, иначе их посадят или какой-то еще будет дефолт. Инновации - это процесс длительный, такого нет и не будет. Инновации пока остаются на уровне чиновников и политических лозунгов в этом смысле – и одна из причин в том, что на пути от науки до потребителя потерялось звено производства. Нельзя в лаборатории получить пробирку и бежать на завод – между ними огромный процесс и он сегодня никем не заполнен. Отраслевая наука полностью разрушена.
"чтобы заниматься инновациями, нужно быть оптимистами. Причем такими, которые и на кладбище видят только плюсики".
Про кадры...
Попали в поле зрения и другие вещи: например, единый подход к кадровой политике, а вернее, его отсутствие. На слушаниях дискуссия развернулась вокруг проблем подготовки вузами республики квалифицированных, инновационно компетентных кадров для промышленных предприятий и участии последних в этом процессе. Свои мнения высказали представители предприятий и научных организаций. Подходы у бизнесменов и педагогов в этом вопросе не сходятся: первые пеняют, что вузы готовят некомпетентных специалистов, вторые же считают, что руководители предприятий сами в этой виноваты. Допустим, говорит директор Улан-Удэнского приборостроительного объединения Сергей Соляник, предприятие модернизирует производство, закупает современное оборудование, а работать-то на нем некому – выпускники ученых заведений не имеют понятия, с какой стороны подойти к станку и заводы вынуждены открывать учебные комбинаты. Представители сферы образования отвечают справедливым вопросом: кто виноват в том, что предприятия не работают с вузами и ссузами по контрактной подготовке кадров и даже со скрипом принимают студентов на практику? Нет, вообще-то практика подготовки специалистов по контракту в республике существует, говорит проректор Восточно-Сибирского государственного технологического университета Ольга Санжина, но пользуются ею единицы.
Впрочем, совсем ответственности сфера образования с себя не снимает, но предлагает не искать крайнего, а работать: «Мы знаем, что финансирование, которое тратят на подготовку кадров предприятия, сопоставимы с объемом инвестиций в образование», - отметил министр образования и науки республики Алдар Дамдинов и предложил работать вместе. В итоге было отмечено, что координатором в решении этой проблемы нужно стать правительству, помочь с кадрами.
…и про плюсики
- И с деньгами, - добавляет бизнес. Предприниматели, которых пригласили на слушание, высказались уже в конце обсуждения. Так, по словам генерального директора ООО «Системы космической связи» Алексей Васильев, инновационные компании нуждаются в господдержке. Пока ее не ощущается, заметил он:
- Например, создание условий. Мне нужен был офис – в бизнес-инкубатор я не пошел: то там свет есть, то нет, то тяжбы какие-то. Не могу назвать это поддержкой. Или конкурсы: почему, судя по их результатам, у нас придорожное кафе считается более инновационным, чем программное обеспечение?
Васильев предложил, в частности, закрепить, какие проекты можно считать инновационными и какие из них могут претендовать на господдержку, и определить, каким должен быть результат инновационного проекта, какой должна быть его цель. Кроме того, он предложил чаще проводить конкурсы на господдержку. Кстати, определенные шаги в этом направлении делаются: министерство экономики РБ подготовило соответствующие изменения и, начиная с 2011 года, в программе поддержки и развития малого предпринимательства появится раздел «инновации», будет обеспечен приоритет выделения государственной поддержки инновационным проектам.
В итоге слушаний вывод напрашивался один и притом не новый: с инновациями в республике «напряженка». И, хотя есть определенные ресурсы, нужна еще единая политика и взаимопонимание всех уровней власти, а также науки, образования и производства. Так что работать есть над чем. А пока, как пошутили участники слушаний, чтобы заниматься инновациями, нужно быть оптимистами. Причем такими, «которые и на кладбище видят только плюсики».
Как говорится, шутки шутками…
Марина Иванова-Денисова,
Восток-Телеинформ