Инцидент в кафе “Жили-Были”, когда выяснение отношений между заместителем главы администрации Иволгинского района Баиром Бимбаевым и главой поселения “Иволгинское” Виктором Очировым вдруг перекочевало из корпоративной вечеринки в публичную плоскость и стало обрастать огромным количеством небылиц и разного рода мистификациями, принял крутой политический оборот.
“МК”, проведя свое расследование, выяснил, что логика остается самым слабым звеном в тщательно спланированной пиар-кампании против действующей администрации накануне выборов 2012 года.
Репортажи, вышедшие сразу в нескольких республиканских СМИ, вызывали шок. Согласно этим сводкам, 22 декабря на праздновании Дня энергетика в кафе “Жили-Были” произошло групповое избиение главы поселения “Иволгинское” Виктора Очирова. По данной версии, вначале районные чиновники ударили его бутылкой по голове, затем избили. Однако этого оказалось мало и глава района Александр Цыденов с компанией чиновников устроил преследование Очирова, догнал его в Иволгинске на своем черном “Камри” и еще трех машинах, полных враждебно настроенных людей, и устроил показательное избиение главы поселка.
Очирова якобы несколько раз (!) роняли на землю и жестоко избивали толпой, пинали ногами, а в конце даже хотели убить, но лишь отсутствие ножа помешало злодеянию.
История изобиловала настолько шокирующими подробностями бесчинств (толпа чиновников якобы бегала за ним по поселку с бейсбольными битами), что у читателей могла “поехать крыша”. Собственно говоря, на это и рассчитывали авторы PR-акции, которые явно перебрали с эмоциями. Однако если отбросить подобные стенания и включить логику, становится понятно, что подобная интерпретация событий больше напоминает пьяный бред.
По свидетельству многочисленных очевидцев, спустя несколько дней после этого инцидента на новогоднем корпоративном вечере в кафе “Иволга” поселковый глава Очиров явно не производил впечатление жестоко избитого накануне человека.
— На вечере было много народу, администрация поселка Иволгинск, коллективы ГО ЧС, пожарные, судебные приставы, бизнесмены, — рассказывает директор иволгинского предприятия “Контакт” Эдуард Абзаев. — Там был тамада, однако Виктор Очиров взял на себя эту миссию, часто выходил на сцену, вызывал из зала людей, представлял их. Когда веселье было в самом разгаре, глава начал петь. Никому и в голову не могло прийти, что он был недавно избит, выглядел очень хорошо.
Не заметил синяков у главы поселка и коллега-журналист Сергей Арьяев: “Очиров сидел у меня за спиной, часто вскакивал, выбегал на сцену, танцевал, в общем, веселился вместе со всеми…”.
Думается, что если бы Очиров подвергся многократным избиениям толпой пьяных мужиков, он вряд ли бы выглядел как огурчик и наутро после корпоратива, когда участвовал в церемонии открытия ледового катка в Иволгинске.
Участвовавшая в церемонии Ольга Каленых, директор центра занятости, рассказала, что в тот день было довольно холодно, поэтому долгих речей не произносили.
“Вышел глава поселка, рассказал о вкладе поселения в открытие катка, затем мы перерезали ленточку и разъехались. Он как всегда был энергичен и деловит…”.
Не заметили ухудшения здоровья у главы Иволгинска Вера Алферова, Татьяна Бадмаева и другие руководители местных учреждений культуры и искусств, участвовавшие в церемонии.
Теперь переходим к главному — а что же на самом деле произошло в кафе “Жили-Были” 22 декабря на праздновании Дня энергетика?
Свидетели инцидента рассказывают, что около 12 часов ночи гости из Иволгинского района спустились вниз, куда подъехал микроавтобус. Александр Цыденов пошел их провожать. С Виктором Очировым в отдельном кабинете остался Баир Бимбаев — замглавы района.
— Разговор у нас с ним поначалу шел спокойный, я предложил ему работать одной командой на выборах главы района, которые не за горами, ведь не должно быть так, что глава поселка с нами не взаимодействует, — рассказывает он. — Однако Виктор почему-то начал вспоминать прошлые обиды, что, мол, мы в прошлом году на выборах главы поддержали Виталия Андреева, а не его и что он сам может пойти на главу района.
В это время в кабинет зашел Александр Базарсадаевич и стал успокаивать Виктора. Тот в ответ начал напирать на него, взяв за грудки. Я подошел к нему сзади и начал его оттаскивать от главы. Тогда Очиров с разворота ударил меня правой по лицу.
Виктору Очирову не зря в свое время дали мастера спорта по боксу — большинство своих поединков он заканчивал досрочно. Бимбаева бывший спортсмен легко послал в глубокий нокаут. “Разноцветные искры в глазах, и я на земле”, — вспоминает замглавы района.
Следующий хук мог бы достаться и Александру Цыденову, но тот успел среагировать и крепко обхватил "боксера-главу" руками. Очиров пытается бить его головой. Александр Цыденов успевает натянуть на него его же пиджак. Затем бросает Очирова на стол, уставленный посудой и бутылками. Видимо, после этого броска на голове у Очирова могло появиться единственное на его теле “повреждение волосистой части головы”. Когда охрана кафе забежала в помещение, то увидела следующую картину — двух мужиков в пиджаках, один из которых сидит на спине у другого и заламывает ему руки. Цыденов передал охране Очирова, последнего успокоили, повели вниз умываться и приводить себя в порядок. С трудом удалось привести в чувство и Бимбаева. Затем Цыденов и Бимбаев вызвали такси и уехали домой. Дальнейшее же преследование Очирова по поселку больше годится как сценарий для дешевого боевика, чем имеющее отношение к реальности событие.
Например, многочисленные свидетели подтверждают, что машины главы на протяжении всего вечера у кафе не было и непонятно, как он мог преследовать на нем Очирова. Водитель Александра Цыденова живет в Иволгинске, а сам он в Улан-Удэ, поэтому проще действительно добираться на такси, отправив водителя отсыпаться домой.
На этом инцидент, судя по всему, был закончен. Наутро Баир Бимбаев обратился в амбулаторию с. Сотниково, а не в милицию, поскольку ничего страшного, по его словам, не произошло. “Поговорили по-мужски, с кем не бывает”. И всю неделю замглавы ходил на работу в затемненных очках, чтобы скрыть следы гематомы.
Виктор Очиров тоже обратился в травмпункт Октябрьского района г. Улан-Удэ, где у него было зафиксировано повреждение кожного покрова головы. Врачу он поведал, что травму получил, потому что “шел и упал”. Поскольку чиновник приехал с затяжного банкета, врач не удивился — и не такое бывает с участниками корпоративов. А ведь достаточно было ему сказать, что его избили, как тут же на Очирова вышли бы оперативники — строго по инструкции. Но ничего подобного не прозвучало. На следующий день судмедэкспертиза зафиксировала ранку на голове главы (простите за каламбур) и выдала заключение — сотрясение головного мозга. Таким образом, если бы, по версии Очирова, его неоднократно избивала толпа, то как-то странно выходило, что били его исключительно в темечко, по одному и тому же месту. И не было ни переломанных ребер, ни повреждений внутренних органов. Отсюда ясно, почему практически всю предновогоднюю неделю глава поселка открывал ледовые катки, пел и танцевал на корпоративах — эпизод его “избиения” появится лишь две недели спустя. Когда закончатся пьяные новогодние праздники.
Далее Очиров, по нашим сведениям, едет в Улан-Удэ “советоваться”. После он ложится в республиканскую клиническую больницу на целых три недели, причем “по совпадению” направляет его туда врач, хороший знакомый Очирова и мастер спорта по боксу. 21 день стационара как бы говорит — больному нанесен тяжкий вред здоровью. Со всеми вытекающими последствиями. Однако как быть с тем, что кроме субъективных жалоб на головную боль нет почти ничего? Дальше — больше. Пациенты больницы (в связи с ремонтом томографа) томографию головного мозга проводят в БСМП, однако Очиров почему-то едет в республиканскую детскую клиническую больницу, где знакомый врач ставит ему диагноз “ушиб головного мозга”. Забегая вперед, скажем, что повторная экспертиза и врачебный консилиум поставили другой диагноз — сотрясение головного мозга. Которое могло произойти когда угодно.
Не исключено, что Очирова на выступление в СМИ сподвигла жесткая критика, прозвучавшая со стороны главы района Александра Цыденова на планерном совещании 11 января 2010 года. Тогда поселковые чиновники не обеспечили ежесуточных обходов котельных и других коммунальных объектов в новогодние праздники, что вызвало жалобы со стороны иволгинцев.
Итак, заручившись 21-дневным нахождением в больнице, разыгрывается красочный спектакль с использованием республиканских СМИ, когда реальный конфликт между Очировым и Бимбаевым отходит на второй план и умело вырисовывается мифическое дополнение к нему в виде душераздирающей истории о бейсбольных битах и ночных гонках по Иволгинску. При этом Очиров на видеокадрах тщательно изображает из себя жестоко избитого человека, идет прихрамывая и не показывает лицо.
И вот что странно — свидетели и сами участники (Очиров и Бимбаев) говорят о конфликте между ними, а дело возбуждается в отношении того, кто фактически их разнимал — Александра Цыденова. Подобный “кордебалет” явно наводит на размышления о политическом характере происходящего.
Причем наибольшее удивление вызывает реакция, продемонстрированная отдельными функционерами в руководстве “Единой России”. Например, директор мясокомбината, “единоросс” Иван Калашников заявил в СМИ, что “он намерен поднять на ближайшем заседании политсовета вопрос о нарушении Цыденовым партийной дисциплины и морально-этических норм”. Это выглядит весьма странно, ведь Калашников ранее работал министром МВД по РБ и кому как не ему знать — поспешность в оценках проводящегося расследования недопустима.
Глава района Александр Цыденов не стал комментировать происходящее: “Пусть следствие разберется и окончательно расставит все точки над “i”. Могу лишь сказать, что у Калашникова со мной не сложились отношения еще с 2000 года. Тогда я с отличием закончил академию МВД РФ и, вернувшись в республику, был сразу же неправомерно понижен руководством МВД в должности. После чего я написал рапорт о своем уходе”.
Вице-спикер Народного Хурала Цыденжап Батуев убежден, что в данной ситуации “проглядывается стремление ряда оппозиционных фракций продвинуть своих кандидатов на предстоящих в 2012 году выборах. Мы в Народном Хурале видим, что в Иволгинский район в последние годы пошли значительные финансовые средства на модернизацию инфраструктуры и строительство социальных объектов, кардинально улучшилось положение местного бюджета. Одним словом, власть работает”.
По его словам, раздувание в СМИ “...данного конфликта выгодно всем, кроме “Единой России”, и в качестве примера привел известное изречение: “Политикан думает о следующих выборах, политик же — о делах государственных”. “Не бегать по больницам нужно сейчас, а работать, ведь зимний максимум температур еще не пройден”.
К чести президента Бурятии Вячеслава Наговицына, он несколько остудил горячие головы и “иволгинский вопрос” не был включен в повестку обсуждения — до окончания расследования возбужденного по факту инцидента в кафе уголовного дела. Необходимо просто дождаться итогов расследования.
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.