Механизмы саморегуляции, ограничивающие рост популяции бакланов на побережье Байкала, отмечаются специалистами. В последние 2-3 года количество этих птиц увеличивается значительно меньшими темпами, а в последний год прирост и вовсе был небольшим. Об этом сообщает Восток-Телеинформ со ссылкой на заместителя директора по научной работе Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедное Подлеморье» Александра Ананина. Он курирует работу Баргузинского заповедника, Забайкальского нацпарка и Фролихинского заказника.
По его словам, основной причиной снижения роста популяции стали серебристые чайки, поедающие яйца и птенцов бакланов, а также взрослых нелетающих особей. В настоящее время в Чивыркуйском заливе численность популяции бакланов достигает восьми тысяч особей, в том числе 6 тыс. гнездящихся. Кроме того, бакланы начали гнездиться в долине реки Баргузин и по Северному Байкалу.
Баклан, отметил Ананин, как и нерпа, является полноправными обитателями на Байкале:
- Это не пришельцы, - говорит ученый, - они всегда там жили, другой вопрос, что их численность достаточно большая и оказывает влияние на популяцию рыб в озере. Но эти вопросы надо исследовать и просчитывать, чтобы не быть голословными. Некоторые заявляют, что бакланы в день поедают до ведра рыбы, но на самом деле они могут переварить не более 500-700 граммов в сутки. И если речь пойдет о регуляции численности бакланов, а к этому, видимо, все идет, то эту регуляцию нужно производить за пределами особо охраняемых природных территорий. Если мы заниматься этим будем в заповедниках и заказниках, это станет дополнительным источником правового нигилизма.
Также Ананин прокомментировал планы по промышленной добыче нерпы на Байкале, которые, напомним, активно обсуждаются в последнее время в Бурятии.
- На территории нацпарка промысла нерпы не было и, дай Бог, дальше не будет - действующим законодательством это не предполагается, - отметил он, - что касается общего промысла на нерпы Байкале, то он был раньше и особо негативно не сказывался на популяции животного. Тут главное, чтобы не было «перепромысла». И встанет вопрос реализации – куда потом этих нерп девать? Нужно же, чтобы была экономическая эффективность от этого промысла, - считает замдиректора ФГБУ.