Уполномоченная по правам человека в Бурятии рассказала о том, как проходит мобилизация. По её словам, некоторые недопонимая можно было избежать, пишет Восток-Телеинформ.
Одним из главных проблемных вопросов стало то, что с тех пор, как человек отслужил в армии проходит достаточное время и накапливаются хронические болезни, а в военном удостоверении остаётся информация о годности.
- Наши граждане привыкли, что идет спокойная размеренная жизнь, за 15-20 лет с того момента, как они отслужили в армии, у многих накопился целый ряд хронических заболеваний. Но за это время многие не сообщили об этом в военкомат, не прошли военно-врачебную комиссию, не обновили категории годности в военных билетах. Так и получается, что в военном билете стоит категория А и его мобилизуют, хотя у человека масса проблем со здоровьем, - отметила Юлия Жамбалова.
Военкоматы здесь основывались на том, какая информация у них была до этого. И здесь получился определенный вакуум: граждане с этими вопросами идут в военкомат, там им говорят «извините, он мобилизован, эти вопросы больше не к нам». Идут в воинскую часть, а там командир говорит «эти вопросы не ко мне, не я призывал». В такой ситуации оказались очень многие, в особенности те, кто имели проблемы со здоровьем.
- Главой республики Алексеем Цыденовым и мною была инициирована просьба к 36 армии провести прием врачей. И уже по итогам первичных осмотров многие получили отвод от мобилизации. Например, я была в воинской части в Кяхте, где при мне четырех человек, которые проходили врача, получили отвод по состоянию здоровья и их отпускали домой. Этот процесс у нас все еще идет, на станции Дивизионная не хватает медицинских работников в воинских частях, им помогают врачи министерства здравоохранения. Сегодня можно написать рапорт командиру части, либо просто записаться в медчасть и рассказать о своей проблемной ситуации. Более того, на станции Дивизионная призывников возят автобусами в военный госпиталь, а в Кяхте намного проще, сам госпиталь есть, - подчеркнула Уполномоченная.
Также, по её словам, действительно, были и моменты, когда призывали многодетных отцов или студентов. Такие факты пресекаются, отмечает Жамбалова, к которой обращались граждане с подобными вопросами. Был вопрос по такой категории студентов, как обучающиеся на очно-заочном отделении. Многие ошибочно думали, что это заочники, но это не так.
- Для нас это стало новой ситуацией. С первых часов первого дня объявления частичной мобилизации в наш аппарат стали обращаться люди. Во-первых, у людей не было информации о том, что это такое, что с этим делать, плюс наложились обстоятельства. Например, супруга или сына забрали ночью - как к нему попасть, вернется ли он, вопросов было много. Конечно, современные реалии, наличие телефонов, запуск «горячих линий» сняли социальное напряжение. Связь была, родственники могли что-то довезти, привезти мобилизованным. Но все равно вопросы были. Спрашивали, почему военкомат призвал человека, который не попадает под указ; почему мобилизовали, когда люди просто пришли в военкомат за справочной информацией. Нам пришлось в срочном порядке проводить прием граждан, мы пригласили военный комиссариат и министерство социальной защиты и в течение пяти приняли 60 человек. Это были родственники тех, кто мобилизован - вопросы у них были разные. Так, мобилизовали негодного по состоянию здоровья, также пришел студент, который сказал, что у него повестка, хотя он ученик очного отделения 3 курса сельскохозяйственной академии. В вопросах, где мы видели нарушения указа президента о мобилизации, максимально подключался комиссариат и многие вопросы мы сняли. Хотя, конечно, остаются вопросы, - подчеркнула Омбудсмен.
Полный текст читайте на сайте Восток-Телеинформ по ссылке: https://vtinform.com/interview/183149/