В Народном Хурале Бурятии 3 марта состоится «круглый стол» по поддержке молодых ученых. О том, как развивается наука в республике, проблема и планах в научной деятельности поделились в интервью ИА «Восток-Телеинформ» научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН, председатель Совета научной молодежи института, кандидат химических наук Алексей Субанаков и председатель Совета научной молодежи Бурятского научного центра СО РАН, председатель Совета молодых ученых Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, кандидат исторических наук Евгений Нолев.
- Евгений, Алексей, вы состоите в Совете молодых ученых республики. Что это за организация и какие возможности дает ученым?
Е.Н. – Сегодня активно действуют Советы молодых ученых в каждом университете и академическом институте республики. В 2003 года, понимая приоритетность научно-технологического, инновационного развития, при Государственном комитете по делам молодежи создали Совет молодых ученых республики. Через три года он был реорганизован в регионально-общественную организацию Совета молодых ученых РБ. Главной его целью является объединение молодых ученых республики, поддержка и развитие их инициатив. В Бурятии предусмотрены республиканские и муниципальные премии для молодых ученых, также проводится конкурс «Лучший молодой ученый».
- Он ведь проводится уже довольно давно, это хороший стимул для молодых ученых республики?
Е.Н. – Он уже стал своеобразным брендом среди научной общественности республики. В конкурсе три номинации: социально-гуманитарные исследования, естественно-научные исследования и технические. Победители получают возможность пройти стажировку в ведущих научных центрах России и за рубежом. При некотором сокращении объемов финансирования конкурса в последние годы, следует сказать о целенаправленной поддержке со стороны Министерства спорта и молодежной политики и высокой степени интереса к мероприятию со стороны научной молодежи. Если говорить о поддержке молодых ученых, необходимо рассмотреть механизмы и конкретные средства. Механизмы разрабатываются, средства, надеюсь, будут предусмотрены в размере адекватном для решения поставленных научных задач.
- Какие еще есть механизмы поддержки?
Е.Н. – Это не только денежные поощрения за результативность и эффективность научных исследований. В Бурятии с 2011 года проводятся инвестиционные сессии для молодых ученых республики. Их основная цель - сформировать компетенцию бизнес-менеджеров у молодых ученых. Ученые работают над получением нового знания. При этом сложилось устойчивое мнение, что в современных рыночных условиях мало просто получить новое знание, его еще нужно и внедрять. Это и послужило поводом для проведения таких сессий: в их рамках устраиваются выставки научных достижений молодых ученых республики, проходят встречи с инвесторами, бизнес-менеджерами, молодые ученые проходят обучения на семинарах и мастер-классах, в 2011 и 2012 годах были опубликованы каталоги научных достижений молодых ученых. Достигнув определенных результатов во взаимодействии с инвесторами, в то же время проведение этих инвестиционных сессий показало, что все-таки главная задача ученого - это получение знания. Когда мы пытаемся из ученого сделать проектного менеджера, то не всегда это приводит к положительным результатам.
- И какой выход видите из этой ситуации?
Е.Н. – Чтобы ученый получил знание, и затем сам внедрял их в практику - это очень трудоемкая работа. Должно быть сотрудничество между профессионалами. Мы пришли к пониманию, что необходима организованная работа целой команды, куда входят и экономисты, и юристы, и менеджеры, и ученые. Сейчас мы надеемся на формирование подобной инфраструктуры в рамках разрабатываемой в Бурятии подпрограммы «Молодые ученые». К тому же проведение инвестиционных сессий показало внутренние задачи и потенциал региона. Некоторые разработки ученых ориентированы на Бурятию, и, когда приезжает инвестор с другого региона, ему просто неинтересно вкладывать средства в реализацию этого проекта – зачем ему? А как тогда получить финансирование под проект? В итоге родилась идея, которую мы озвучили на парламентских слушаниях в прошлом году: создать грант главы РБ с тем, чтобы финансировать проекты, направленные на решение актуальных задач научного, научно- технического и гуманитарного характера, стоящих перед республикой.
- Получается, поддержку начал оказывать молодым ученым и Народный Хурал Бурятии?
Е.Н. – Да, в прошлом году новой формой участия молодых ученых в реализации молодежной политики стало участие в парламентских слушаниях «Молодежный ресурс в экономике республики», проводимых по инициативе Комитета Народного Хурала по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям. Оргкомитетом под руководством председателя комитета Цыденжапа Батуева была проделана большая работа. В рамках подготовки этого знакового для республики мероприятия мы проводили выставку научных достижений, организовали работу инновационной площадки «Научный потенциал молодежи развитию экономики Республики Бурятия», затем на слушаниях выступали с докладами и предложениями, которые были внесены в резолюцию парламентских слушаний.
- И какие предложения были внесены учеными?
Е.Н. – Предложения от молодых ученых, которые вошли в итоговую резолюцию - это законодательное закрепление статуса молодых ученых на уровне региона, разработка стратегии и подпрограммы, направленных на развитие деятельности молодых ученых, формирование гранта главы РБ, увеличение объема финансирования научно-исследовательской деятельности молодых ученых республики, разработка и реализация комплекса мероприятий по созданию инфраструктуры по внедрению инновационных разработок. Часть из этого уже реализуется.
- С какими проблемами еще сталкиваются в республике молодые ученые?
А.С: -Проблема для естественных наук – это приборная база. Сейчас наука делается на современных высокотехнологических приборах, потому что на старых ничего хорошего получить нельзя, только непубликуемые материалы. А чтобы оказаться на современном мировом уровне, необходима хорошая приборная база. Оснащение лабораторий должно быть гораздо лучше, чем сейчас. У нас с этим большие проблемы, хотя правительство пытается это решить, создаются центры коллективного пользования. Но и этого не хватает. Для того, чтобы изучить, например, одно вещество, необходимо десять современных приборов.
Е.Н. – Также в республике идут поиски путей решения проблем, связанных с жильем для молодых ученых. На уровне Сибирского отделения РАН, институтов Бурятского научного центра действует программа обеспечения жильем молодых ученых. Так, молодые ученые институтов СО РАН после пяти лет работы, если не обладают собственностью, по программе могут претендовать на жилищный сертификат. Но такая программа поддержки распространяется только на академические учреждения.
- Расскажите, какие темы и проблемы будут затронуты на «круглом столе» «Молодые ученые – научный и стратегический потенциал республики»? Что будете обсуждать?
Е.Н. – Будем вести разговор о том, каким образом должна быть организована деятельность молодых ученых, чтобы принести максимальный эффект для республики. Мы предполагаем наличие дискуссий и обсуждений, что свойственно подготовке и реализации значимых, масштабных инициатив. Потому что со стороны бизнес-сообщества одни ожидания, со стороны правительства – другие, а со стороны ученых, соответственно, третьи. Если мы будем все сводить к тому, как коммерциализировать имеющиеся научные разработки - это будет не столь эффективно. Потому что научная разработка не всегда предполагает быструю коммерческую прибыль.
Научные исследования разделяются на три категории: фундаментальные, прикладные и поисковые. Отдельные прикладные исследования обладают потенциалом быстрой коммерциализации. Однако, чтобы получить какие-то прикладные результаты, необходимо проводить фундаментальные и поисковые исследования. И это должно как-то поддерживаться. То есть, если мы будем сосредоточены только на прикладных исследованиях, то у нас не будет формироваться база для дальнейших исследований, для получения дальнейших прикладных результатов. В то же время, когда мы говорим о коммерциализации научных разработок, необходимо учитывать и потенциал бизнес-сообщества в республике. Нужно говорить и о создании инфраструктуры внедрения. Правильным будет постановка вопроса о готовности и возможности республиканского бизнеса для того, чтобы заниматься внедрением тех разработок, которые имеются, либо поиске точек соприкосновения между бизнесменами и учеными.
А.С. – Иными словами, нет таких людей, которые бы объединяли науку и бизнес, то есть знали и работали с учеными, могли ориентироваться в том, что в дальнейшем будет приносить плоды. Ученые и бизнес друг от друга отделены. И, чтобы что-то совместно получилось, нет людей, которые бы ориентировались и в том, и в этом. Например, в Японии и США существует бизнес-сообщество, специализированное на внедрении научных разработок, которое читает научную литературу и говорит, где разработки могли бы использоваться. По научным статьям они смотрят, можно ли дальше эти разработки коммерциализировать, сделать на этом материале какой-нибудь прибор. У нас бизнес пока до этого не дошел. С этой целью и собирают «круглый стол» - чтобы найти точки соприкосновения и объяснить бизнесу, что прибыль будет не сразу, как они хотят. Ученый ведь хочет, чтобы ему деньги дали и он изучал, что ему интересно, а бизнесмену надо быстро получить отдачу.
Е.Н. – Здесь мы еще забываем и о государстве. Есть ведь три взаимодействующих субъекта - наука, бизнес и государство. Некоторые проекты, довольно затратные, которые не может потянуть бизнес, могут поддерживаться только правительством. Но это стратегический ресурс - отдача будет большая, но в удаленной перспективе.
- Сейчас над какими разработками для республики вы работаете?
А.С. – Я хотел бы внедрить материал для дозиметрии ионизирующего излучения. Что это такое. К примеру, вы ходите в рентген кабинеты в стоматологии или делаете снимок костей, где облучаетесь рентгеновским излучением. И персонал, который вас снимает, должен знать, какой дозой вы облучились. Для этого используются материалы - дозиметры, которые я разрабатываю. С этим продуктом я хочу выйти к «круглому столу». Также в нашем институте есть разработки в медицинской области. Например, разработан заживляющий гель, который лучше справляется со своими функциями, чем существующие сейчас на рынке аналоги. Кроме того, занимаются у нас лекарственными растениями. Так, в республике есть вид растения – сапожниковия, ее сейчас просто выкапывают и продают в Китай, где используют в фитосборах. А в Бурятии такая переработка не распространена. И в нашем институте хотят на основе сапожниковии готовить фитосбор, чтобы его использовали жители республики. Также в институте физического материаловедения, я думаю, тоже есть достаточно разработок, которые они могли бы представить и которые заслуживают внимания НХ и республики в целом.
- У вас есть мечта, например, сделать какое-нибудь открытие, что-то доказать или, наоборот, опровергнуть?
Е.Н. – Ученые по большей части не мечтают, а ставят цели. Цель, как молодого ученого, у меня это разработка своей научной темы и достижение эффективных результатов моей научной деятельности.
А.С. – Есть старый советский фильм «Математик и черт». Там математик решает задачу, и все время о ней думает. Как-то он говорит: «Я бы отдал душу за решение этой задачи». Тут собственно к нему приходит черт. Они договорились, что математик отдаст душу, если черт решит эту задачку. Спустя время черт приходит к математику и говорит, что не может решить задачу и предлагает ему взамен деньги, квартиру или машину. Но ученый говорит, что ему ничего не нужно, кроме решения задачи. Тогда черт начинает читать, вникать в данную научную тему и интересоваться: «А так ты пробовал? - Пробовал. - А так? – Пробовал». В результате черт говорит: «Я тебя понимаю, иди со своей душой, нам такие не нужны». На примере данного фильма, могу сказать, что мечта, цель ученого - это получение новых знаний, чтобы они пригодились человечеству.
- Вы, как молодые ученые, порекомендуете молодым людям посвятить себя науке? И кто может пойти в науку?
А.С. – Не любой человек. Как говорится, гранит науки надо грызть, будут невзгоды, не все сразу получается, но человек все равно должен идти к своей цели. Наука это не столбовая дорога с пешеходными переходами и дорожными знаками, нет. Наука это когда ты сам должен найти свою тропу и двигаться к знаниям.
Е.Н. – Интерес к науке, склонность, определенные задатки и упорство в достижении цели – этими качествами человек должен обладать, чтобы состояться в научной деятельности.
- Спасибо вам за интересную беседу. Успехов и удачи в научной деятельности!
Мария Ванданова, ИА «Восток-Телеинформ».
Комментарии к новости
В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.